АФИША КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ МУЗЫКА НОВОСТИ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО
Latino World music Авангард Блюз Мануш Мейнстрим Соул Фьюжн Свинг Босса-нова Фанк
A'cappella Cool jazz Smooth (soft) jazz Бибоп Госпел Даунтемпо Лаунж (Jazz Lounge) Модальный джаз Пост-боп Прогрессивный джаз Регтайм Хард-боп Эйсид-джаз Фри-джаз

Фри-джаз

Free jazz (фри-джаз), в буквальном переводе с английского — свободный джаз. Этот стиль современной музыки характеризуется отходом от классических принципов тональной организации материала, блюзовой последовательности в аккордах, ритмов свинга. Определяющий акцент сдвигается на свободную групповую импровизацию. Благодаря разнообразию выразительных средств, музыка в стиле Free jazz отличается чувственностью и интеллектуальностью. Основа свободного джазового стиля была заложена во второй половине 50-х годов прошлого века пианистом Сесилом Тейлором и саксофонистом Орнеттом Коулменом. Свою руку к формированию особенностей приложили и Сан Ра, Арчи Шепп, Артур Дойл, Бартон Грин и поздний Джон Колтрейн.


Исполнители

Направление Free jazz считается новаторским, экспериментальным. Однако часть музыкальных теоретиков склонна считать его попыткой вернуться к этническим и религиозным корням классического джаза. В англоязычной среде фри-джаз известен как «абстрактный», «новое явление», «авангардный», хотя последним принято называть еще более широкое понятие, отличающееся от Free jazz принципами построения композиции. Название свободный джаз получил благодаря одноименному альбому Орнетта Коулмена, записанного в 1960 году.

Концепции Free jazz

Подавляющее большинство современных джазовых стилей имеет в своей основе ключевую фигуру исполнителя, его голос. В то время как классический jazz построен на композиторских замыслах. Исследователь джазовых форм Е.Барбан считает, что любой исполнитель или проекция его творчества на музыку, подходит под определение художественного произведения. При этом наличие таланта помогает трансформировать музыкальную личность в разнообразные символы, объекты эстетического наблюдения. Основной эстетической составляющей Free jazz Барбан считает экзальтацию, спонтанность, аффект, психическую одержимость, которые роднят свободный джазовый стиль с контркультурой 60-70хх годов прошлого века.

Именно в то время происходило массовое радикальное самоопределение темнокожих исполнителей. Они познавали собственную свободу, а их музыка освобождалась от тональных рамок, гармоничности, рвала связи с европейским стилем. Фри-джаз никогда не стремился скрыть свою идеологическую основу, социальный протест, радикальную форму. Поэтому практически невозможно четко выявить единую культурную идеологию Free jazz и систематизировать ее.

Свободный джаз очевидно ориентирован на самосознание темнокожих людей, их аутентичность, однако, несмотря на это, стиль подвержен симбиотическому слиянию с иными культурами, часто — противоположными. Пересечения эти могут иметь глубинный характер, нести в себе стремление впитать духовные и эстетические особенности иного этноса. Так, во Free jazz была привлечена индийская культура, с ее богатством ритмики и буддийскими концепциями. А арабские мотивы вошли в него после того, как многие музыканты приняли ислам. Религия вообще стала источником вдохновения для джазменов, играющих в свободном стиле, она присутствует как в самой музыке, так и в названиях треков, альбомов, оформлении дисков.

Для фри-джаза практически стерты границы между шумом и музыкальным звуком. Его исполнители считают, что практически каждый звук может стать частью композиции, даже если на первый взгляд он не имеет к ней никакого отношения. Для этого нужно лишь специально творчески подойти к его обработке и вплести в импровизацию. Подобный подход используют и современные академические авангардисты, что роднит между собой эти два стиля.


Звёзды джаза