АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО БЛОГ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Дмитрий Купцов

Я читала что после смерти Джанго Рейнхарда в 1953-м году многие джипси музыканты используют его музыку как свою собственную — она стала мировым наследием. Вы согласны с этим?

Вообще для всех европейских цыган Джанго – это своего рода икона. Цыганская культура существовала очень долго, внутри стиля есть разветвления, просто Джанго привнес в нее джаз и вывел ее на мировой уровень. Цыганскую культуру стали уважать, знать, любить и слушать.

Джаз-мануш и джипси-джаз — это одно и то же?

Да, джаз-мануш — это французское название, мануш — это народность цыган. На территории Европы проживают разные народности. Джанго был цыганом мануш, поэтому после смерти Джанго его стиль стали называть джаз-мануш. На самом деле Джанго играл джаз, а вот джипси-джаз — это американский перевод. По-русски он звучал бы как цыганский джаз, но у нас слово «цыганский» трактуется со своим багажом.

гитарист, джазмен Дмитрий Купцов

Джипси-джаз исполняется только цыганами?

В основном цыганами, звездами в этом жанре зачастую являются цыгане мануш, сейчас уже существует несколько поколений французских цыган, хотя сейчас этот стиль уже играют все.

Когда вы полюбили джаз-мануш?

Музыкальной школы не было. Я сразу поступил в колледж на эстрадное отделение, тогда я слушал хэви-метал. Я пришел, естественно, на джазовое отделение. Я хотел играть музыку и ничего больше. Когда поступил, естественно, мне пришлось познакомиться с джазом; весь джаз в образовании – это мэйнстрим, от этого все начинается. Мне пришлось сразу вникать, погружаться в сложные для меня, на тот момент, гармонии. Я мучился первые пол года, ничего не понимал и «плавал» в огромном количестве непонятных мне стилей — что это за музыка, нравится она мне, не нравится… А потом мой педагог — Николай Михайлович Головня — сказал снять соло и дал мне саундтрэк к фильму «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена. Это очень классный фильм, но его мало кто смотрел. Там отличный саундрек, и хотя он не был записан ни Джанго Рейнхардом, и даже никаким не цыганом, это очень хорошая джаз-мануш музыка и интересные музыкальные фразы в стиле Джанго Рейнхарда — я просто влюбился в эту музыку, подумал: вау, вот это вот моё! Вот этот джаз мне нравится и я его понимаю. Не то, чтобы я тогда его понимал, но я его прочувствовал, переключился на самого Джанго и просто утонул в его музыке.

Как правильно играть аутентичный джипси-джаз?

В эстрадной джазовой гитаре отсутствует какая-то школа, как например в классической музыке; в джазе гитаристы играют сетку по-разному. Даже технические моменты, постановка рук: посадил 10 гитаристов, и у всех свои кардинально разные постановки и так далее. Поэтому сложно сказать как правильно. Есть стилистические нюансы, специфические для этого стиля: толстый медиатор, например. Акустические инструменты требуют из себя сильного звукоизвлечения, энергии, чтобы струны могли на нее реагировать. Для этого нужна высокая высота струн, толстый медиатор и очень легкая рука.

Гитара — главный инструмент? Почему нельзя играть на акустической гитаре?

Можно вообще играть на любой, конечно, но смысл в том, что во времена Джанго компания Selmer, которую все знают в основном по саксофонам, решила этот рынок тоже попробовать и выпустил серию гитар, конструкцию которых поручила итальянскому гитаристу Марио Маккаферри. Он придумал некую конструкцию, основанную на конструкции неаполитанской мандолины. То есть она стала абсолютно другой — это даже не гитара, если взять ее внутреннее содержание. Это была акустическая эра, не было звукоусиления, и он думал как сделать так, чтоб было громче, чтоб было ровнее, ставил свои акустические задачи. Не стану вдаваться в долгую историю их союза, но так получилось, что эта гитара очень понравилась Джанго, в результате он стал ее лицом - эндорсером. Они выпустили очень маленькое количество — всего тысячу экземпляров. Поэтому все, что играл Джанго, стало ассоциироваться именно со звучанием этой гитары.Она очень хорошо подходит именно для акустического джаза, потому что в джазе важный элемент - это середина, и добиться ее с помощью акустических инструментов стало легко — эта гитара хороший пример того как играть без подключения. В основном гитара — слабый инструмент, а здесь она все-таки может простреливать при правильном звукоизвлечении. Гитара стала олицетворением стиля. Грубо говоря, если вы видите кого-нибудь с этой гитарой, она называется гитара типа Selmer, то понимаете, что он точно знает, кто такой Джанго Рейнхард.

А почему барабанов нет? Это тоже особенность жанра?

Когда Джанго играл в 30-40 годы, естественно, весь джаз был со струнными, барабанами, духовой секцией, фортепиано — это должно было быть громко, ритмично — и его новаторство заключалось в том, что он заменил барабаны гитарой. Видимо потому, что это была его цыганская натура, скажем так. У него были в составе струнные инструменты: помимо него, солирующую функцию выполнял еще и скрипач Грапелли, а ритм играли аж две гитары. Три гитары, скрипка, контрабас — и называется это квинтет Du Hot Club du France так же, как клуб во Франции — специального заведения, в котором они и начали играть. Появилась конкретная специализация: музыканты, которые играют только ритм, они вообще не играют соло — соло гитарист и ритм гитарист.

Дмитрий Купцов, гитарист, джаз-мануш

Что джипси-джаз связывает с американским джазом? Это ответная реакция на то, что происходило в Америке в 30-40 годах или это его часть?

Естественно, влияние джаза в то время было огромным, он был самой популярной музыкой того времени, и Джанго джаз показался наиболее близкой музыкой для выражения того, что он чувствовал. Это было слияние джаза и цыганской культуры. Некоторые люди конечно говорят, что ничего Джанго не привнес, но это неправда, иначе это бы не выросло в отдельное направление и стиль.

Джаз-мануш — это любовь к свободе, к просторам…

Джаз в принципе — это любовь к свободе. Джаз, появившийся от Чарли Паркера, во времена, когда стали педалировать импровизацию, хотели свободы. Хотели, чтобы не было выписанных партий, хотелось свободной импровизации, появились джем-сэшны из-за того, что в принципе надоело играть в оркестре, сидеть по нотам чесать. Решили собираться и играть. Поэтому джаз и цыгане — у них в принципе много общего в отношении свободы, но есть некий эмоциональный колорит стиля, который Джанго привнес, и в том числе это стало чем-то необычным: его состав для того времени был очень необычным. Некоторые люди посмеивались, потому что другие играли джаз, как джаз, а это что-то дикое. Скрипка вообще странный инструмент для джаза, очень специфический.

Характерен ли джипси-джаз для России?

Когда я только начал заниматься джаз-манушем, я как раз думал, что вот это направление джаза будет более понятно русскому человеку, поскольку в нем есть некая простота мелодий 30-х годов. Дело в том, что джипси-джаз, как ни крути, это все равно сложная, виртуозная музыка. Во-первых, это инструментальная музыка в 99% случаев, и поэтому этот момент является небольшой преградой к восприятию, потому что люди сложно воспринимают музыку без вокала, потому что нет бэкграунда, как например в той же самой Италии, Испании. Поэтому в России это необычное направление либо сразу цепляет, либо нет. Если играть примитивные три ноты, то наверное он будет ближе, играть попсу типа Gypsy Kings, что-то такое. А здесь музыка, при кажущейся простоте, несет в себе сложную структуру, поэтому очень медленное развитие аудитории. За почти 20 лет хотя бы перестали задавать вопрос «почему вы играете без барабанов?». Я люблю старый джаз, но мне в джипси джазе нравится, отчасти, его животная энергия. Не сладенький smooth, а именно трушный.

С чего вы советуете начать знакомство с джипси-джазом неподготовленному слушателю?

Лучше всего, наверное с Джанго Рейнхарда, но проблема в том, что можно попасть на плохого качества запись или что-то такое не совсем внятное, что неподготовленный слушатель просто не поймет. Как вариант — можно посмотреть фильм «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена, там очень хорошая, со вкусом сделанная музыка, и история про вымышленного гитариста, условно — Джанго Рейнхарта, там часть странных черт Джанго ему присвоена, и прекрасный фильм сам по себе. Я очень люблю Вуди Аллена

По субботам вы играете в джаз-клубе Алексея Козлова в каком составе и что в репертуаре?

Основной состав — это две гитары, кларнет и контрабас. В своем творчестве я всегда стараюсь играть не только традицию этого стиля, но и привносить что-то современное — необычные аранжировки, свой взгляд на эту музыку, либо что-то авторское, опираемся на самого Джанго, как на неотъемлемый атрибут нашей программы. Мне нравится джаз-мануш тем, что это не замороженная ретроспектива, не музейная ценность — это живой стиль, который до сих пор развивается. Но самое главное в этом стиле — это энергия.

Материал Марии Hoвиkовой

Каждую субботу в Клубе Алексея Козлова: DMITRY KUPTSOV WITH SWING & GYPSY

__________________

Из записей на личной странице Дмитрия Купцова в fb

«Etoile Manouche»

"Идут наши гастроли с Даниил Крамер. Уже 5 концертов позади и теперь, думаю, могу сказать свои впечатления от этого проекта.

Каждый раз когда я участвую в сборных концертах, я смотрю на участников и смотрю даже не на их профессионализм или владение инструментом, а на то как они относятся к музыке, как в ней существуют. Сталкивался с разными вариантами. Кто-то мыслит «проектами» и когда играет на сцене, думает не о моменте, а о том какой новый проект бы сделать, а текущий момент как бы уже прошёл; кто-то думает о своих регалиях, показывая всю важность своей персоны; для кого-то важно насколько «высокий» джаз он играет и где...в общем разные люди бывают.

С Игорь Иванушкин и Polina Kasyanova мы играли и сотрудничали не раз. Тут никаких сомнений у меня не было.

А вот перед репетицией с Даниилом Крамером (мы не были знакомы до проекта), я размышлял обо всем этом и понимал, что от этого зависит, будет ли наше сотрудничество радостью или мучением.

Я ведь не играю с пианистами не просто так, а потому, что это в 95% мука для гитариста. Особенно акустического. Если вы не верите мне, то «спросите» Джо Пасса).

Много мне встречалось пианистов которые аккомпанировать не умеют совершенно. Играют много, пытаясь сыграть за всех, а во время соло гитары не слышат, что лезут в близкий регистр. У меня даже был случай, когда я ушёл посреди работы, так как пианист играл просто один...ну я его и оставил играть одного! Конечно, есть пианисты, умеющие играть с гитарой, например мой любимейший Nat King Cole:) но это другая история)

И вот мы все собрались на репетицию. Сыграли одну, вторую, третью вещь... и я поймал себя на мысли: «А играть-то удобно!». Аккомпанемент с пространством, с чувством меры, с фактурой, а позитив в музыке и радость от ее исполнения с первой же ноты. У всех. Уже через 10 минут репетиции мы шутим, смеёмся и все понимаем, что проекту быть! А спустя несколько концертов, пообвыкшись и, увидев реакцию публики, могу с уверенностью сказать, что проект очень интересный, живой, и все участники любят музыку и любят настоящий момент.

Кто со мной знаком, знают, что я стараюсь расширять аудиторию поклонников джаза мануш, знакомить людей с этим прекрасным стилем. И уверен, что этот проект подтолкнёт многих к более близкому знакомству с музыкой Джанго Рейнхардта и его последователей.

Поэтому хочу сказать спасибо Даниилу Крамеру, что пригласил меня и решил сделать именно джаз мануш программу. Я также надеюсь, что с помощью этого проекта люди поймут, что этот стиль можно играть на любом инструменте, главное его почувствовать."

__________________

Главный популяризатор джаза-мануш в России Дмитрий Купцов на протяжении более 15 лет изучает это уникальное направление, скрупулезно погружаясь в тончайшие нюансы стиля. 

На сегодняшний день Дмитрий является самым ярким представителем jazz manouche/gypsy jazz в России.

Летом 2017 года Купцов выпустил свой сольный альбом "The Suncatcher", записанный с французскими коллегами на одной из культовых французских студий LDC, в который вошли не только аранжировки знаменитых мануш-пьес, но и авторские композиции Дмитрия.  

Купцов хорошо известен за рубежом, он выступает на музыкальных площадках Франции, Италии, Германии, Швеции и других европейских стран, где очень ценится джаз-мануш.

Участник множества фестивалей, в том числе старейшего фестиваля – Festival Django Reinhardt в Самуа-сюр-Сэн (Франция). 

Также Дмитрий Купцов является организатором международных фестивалей "Царицыно. Gypsy Jazz" и "Gypsysphera" в ММДМ в Москве.

https://www.dmitrykuptsov.com/


III Гитарный фестиваль имени Джанго Рейнхарда прошел под грохот бури!


Оставьте свой отзыв




Звёзды джаза