АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Bobby McFerrin. "Джазмен со смыслом"

Роберт «Бобби» Макферрин (англ. Robert "Bobby" McFerrin, Jr., род. 11 марта 1950) — американский джазовый певец и дирижёр, десятикратный лауреат премии «Грэмми».

1-2 ноября в Москве выступил Бобби Макферрин, легенда мировой джазовой сцены. О том, почему эти концерты нельзя пропустить, и об уникальности музыкального дара Бобби Макферрина рассуждает автор jazzmap.ru Евгений Коноплев.

Мир для меня делится на две части. Одной его половине не нужно рассказывать, кто такой Бобби Макферрин – в эту группу входят почти все, кто интересуется джазовой музыкой, и практически все профессиональные музыканты. Многие легенды мира музыки записывали с ним совместные альбомы и выступали на одной сцене – среди таких, например, именитый виолончелист Йо Йо Ма или многолетний друг Бобби – Чик Кориа. Другим посчастливилось стать участниками его разнообразных музыкальных проектов (в России многие помнят вокальную оперу Bobble, для которой Бобби собрал на одной сцене среди прочих Нино Катамадзе, Пелагею и Тину Кузнецову)…

Вторая половина мира не знает, кто такой Бобби Макферрин, вообще. Разговор с этими людьми затруднен еще и казусом одного его всемирного известного хита. Выглядит этот разговор приблизительно так:

- Ты не знаешь, кто такой Бобби Макферрин? Ну, ты слышал песню Don’t Worry Be Happy?

- Конечно. Так вот о ком речь!..

- Да, но это совершенно не та музыка, которой он занимается. Он выдающийся джазмен с фантастическим вокальным спектром, а эту песню спел почти что в шутку, но теперь весь мир преследует этого гения с просьбой, спойте нам Don’t Worry… Никогда не проси его об этом, если окажешься на его концерте…

Этот текст написан скорее для второй половины.

Бобби Макферрин в Москве, КЗ Зарядье

Рассказывать о выдающемся даре Макферрина – все равно, что объяснять словами уникальность картин Рериха. Проще сказать: «Посмотри, потом поговорим». В век интернета и Ютуба это уже не звучит, как отмашка. Поэтому в общих чертах понять, кто такой Макферрин, и что он способен делать, можно, посмотрев вот это видео

Человек на сцене, с одним микрофоном и голосом, способным заменить ансамбль. Гениальный импровизатор и гениальный режиссер постановок, участником которых становится зрительный зал. Концерты Бобби – это всегда коллективная мистерия, даже если зрители просто сидят на своих местах и думают, что слушают джазовый концерт. Хотя чаще всего он вытаскивает смельчаков на сцену и устраивает с ними те или иные импровизации – вокальные, танцевальные, театральные. Но это скорее для развлечения и отдыха между серьезными композициями.

Диалог с залом (чаще всего веселый и непременно музыкальный) всегда был визитной карточкой музыканта. Хотите посмотреть, как это все начиналось, и каким был Бобби три десятилетия назад? Посмотрите еще одну запись – это концерт под названием Spontaneous Inventions (Спонтанные изобретения). В открывающих титрах к концерту (его записи) есть подпись – «живой и полностью сымпровизированный»

За десятилетия, прошедшие с того концерта, изменилось, пожалуй, только одно – Бобби больше не делает секрета из своей религиозности. Что подтвердил хотя бы его последний (как никогда хочется написать здесь не «последний», а «крайний», ну или хотя бы добавить наречие «пока» последний) альбом SpiritYouAll.  Название альбома обыгрывает слова spiritual («спиричуел», отдельное направление музыки – своеобразный синтез церковной музыки и эстрады) и Spirit You All (возможны десятки переводов – от «Вы есть дух», до «Вдохновения вам всем»). Все ждали от Бобби очередного набора вокальных импровизаций (предыдущий альбом Vocabularies был признан критиками гениальным образцом синтеза мировых музыкальных традиций с неотделимым узнаваемым стилем Бобби), а он взял и записал набор песен от «духовного кантри» и блюзов до церковных гимнов и творчески переработанных псалмов. И сказал в интервью New York Times по поводу этого альбома: «Я бы ничего не смог сделать без веры. Ни открыть глаза, ни ходить, ни говорить, ни петь». Фраза стала одной из заглавных цитат к альбому.

Bobby Macferrin in Moscow

За пару лет до выхода этого «религиозного» альбома ваш покорный слуга был свидетелем эпизода, как нельзя лучше отражающего суть происходящего на концертах музыканта – спонтанности, откровенности, искренности, диалога с залом. «Ну а теперь давайте поговорим» - сказал Бобби, обращаясь в зал после завершения концерта и пары композиций на бис. «Может быть, у кого-то из вас есть какие-то вопросы?». Зал, опешивший от такой смены формата, молчал полминуты, пока какой-то шутник не решил скрасить своим вопросом повисшую паузу. «What’s the purpose of life?» (В чем смысл/цель жизни) – крикнул он музыканту, и в интонации прослеживались, во-первых, «А кто ты такой, что мы тебя о чем-то спрашивали?», а во-вторых «Ты хотел вопросов? Ну, вот тебе вопрос». «В чем смысл жизни?» - переспросил Макферрин, полностью проигнорировав иронию и вызов, и повторив вопрос со всей серьезностью… И с интонацией, подразумевающей «а разве могут быть иные ответы?!», произнес: «To find  God!» (Найти Бога!).

Для меня этот честный ответ – наверное, главная причина, по которой я слушаю альбомы Макферрина и хожу на его концерты. Да, во время своих импровизаций он выдает такое, на что люди с вокальным образованием восклицают «Но это же невозможно! Как он это делает?!». Да, он умеет развеселить и завести зал, и сделать так, что уходить с его концерта вы будете в приподнятом настроении и с уверенностью, что сегодня стали свидетелем музыкального чуда.

Но лично для меня главное во время этих концертов – в том, что я вижу перед собой человека, уже более полувека ищущего в этом мире высшие смыслы, слышащего эти смыслы и способного рассказать об этом тысячам зрителей. А если повезет, то и увести вместе с собой в эти высоты на пару часов, которые длится концерт, несколько сотен слушателей, которым посчастливится стать участниками этого священнодействия. Это умели делать Луи Армстронг, это умела делать Арета Франклин, это умеет делать Макферрин. И пока эта живая легенда еще с нами (а ему через два года пойдет восьмой десяток), увидеть такое своими глазами и ощутить такое своей душой… такая возможность - бесценна.

Бобби Макферрин в Москве

Вот об этом мне и хотелось сказать тем, кто не знает, кто такой Бобби Макферрин. Ну а о том, что у него 10 статуэток Грэмми, что он родился и рос в семье музыкантов, и кроме прочего имеет еще и дирижерское образование и опыт дирижирования ведущими симфоническими оркестрами США… об этом и о многом другом вы и сами сможете почитать, хотя бы на той же Википедии.

______________________________

He is known for his unique vocal techniques, such as singing fluidly but with quick and considerable jumps in pitch—for example, sustaining a melody while also rapidly alternating with arpeggios and harmonies—as well as scat singing, polyphonic overtone singing, and improvisational vocal percussion. He is widely known for performing and recording regularly as an unaccompanied solo vocal artist. He has frequently collaborated with other artists from both the jazz and classical scenes.

McFerrin's song "Don't Worry, Be Happy" was a No. 1 U.S. pop hit in 1988 and won Song of the Year and Record of the Year honors at the 1989 Grammy Awards. McFerrin has also worked in collaboration with instrumentalists, including pianists Chick Corea, Herbie Hancock, and Joe Zawinul, drummer Tony Williams, and cellist Yo-Yo Ma.

Дискография


Заряд(ье) позитива: Bobby McFerrin в КЗ "Зарядье" (Москва, 2.11.2018)


Бобби Макферрин - первый день московских гастролей (фото Павла Корбута)



Клубы, в которых выступает Bobby McFerrin. "Джазмен со смыслом"