АФИША КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ МУЗЫКА НОВОСТИ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Татьяна Балакирская

Вместо предисловия. Текст Александра Беляева

Таня Балакирская родилась в Донецке, училась музыке и лингвистике. Профессиональный музыкант, певица, преподаватель вокала и авторской методики пения на английском. Выступает на фестивалях по всей стране, в московских клубах, сочиняет песни для других исполнителей. Выпустила несколько альбомов, записанных с европейскими, канадскими, украинскими и российскими музыкантами. Живёт в Дубне. 

Таня Балакирская и трио Дмитрия Илугдина. Альянс отличных музыкантов с певицей и автором песен, которой есть что сказать. Один из самых оригинальных проектов российской джазовой сцены!

Если кратко, то это чувственная и умная музыка, которая качает по-настоящему! Таня Балакирская и трио Илугдина – редкий по жанру проект. Описать жанр его можно приблизительно как «Джазовые песни со смыслом». Точнее – авторский материал Балакирской на трёх языках (русском, украинском и английском) в изящно-виртуозных джазовых аранжировках Илугдина. Такого на российской сцене почти нет, да и в мире мало где есть. Скорее, относится к западной традиции: Кассандра Уилсон, Патришиа Барбер, Джей Ди Уолтер, Джони Митчелл и так далее. Именно Барбер и Митчелл заслушивалась Балакирская в студенческие годы, а среди её первых опытов сочинительства – музыкальные композиции на стихи американского поэта-модерниста и.и.каммингса.

На концерте прозвучат песни из альбомов Тани Балакирской и композиции Илугдина. Яркий и разнообразный сет-лист: оригинальный авторский материал, очень индивидуальная музыка с отголосками фолка, классики, блюза. Одна из вершин концертов – неизменная «Мне уже не больно», пронзительная баллада, поразительный антишлягер, который публика слушает, затаив дыхание, после разражаясь апплодисментами пополам с рыданиями. Но так, впрочем, почти на каждом номере!

И самое неожиданное, что открывает для себя зритель на концертах Тани Балакирской и Трио Дмитрия Илугдина – это то, что под такое можно танцевать! Действительно: трио, в которое помимо Илугдина входят сильные музыканты Пётр Ившин (барабаны) и Виктор Шестак (контрабас), играет с хорошим фанковым грувом, энергией и драйвом. В общем – качает!

___________________

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей первой встрече с музыкой? Когда начали петь?

– Первую встречу с музыкой я совершенно точно не помню, поскольку она наверняка состоялась ещё до рождения. Младенцы в утробе многое слышат, а поскольку мама и папа были студентами музыкального училища до и после моего рождения — примерно понятно, с какими объёмами музыки и какого характера приходилось иметь дело с самого раннего возраста. Засыпала и просыпалась, играла, ела и росла – под лучшие образцы музыкального искусства. Вот как раз то, что называется «с молоком матери», да. Петь начала очень рано, в полтора года самозабвенно импровизировала – этот тоддлер-скэт у нас в семье наизусть цитируют до сих пор. Папа в ту пору работал в Донецком оперном театре, меня часто брали за кулисы, где артисты тетёшкали меня на руках. 

Это что касается младенчества. Из раннего детства (когда несколько лет жила у бабушки с дедушкой), хорошо помню то, что транслировалось по советскому ТВ. Во дворе всем бабушкам на скамейках пела по заявкам – кому «Алёшу», кому хиты Ротару и Пугачёвой. «Люди, прошу вас, потише, потише» — коронный номер. Когда вернулась к родителям – в ту пору отец начал работать директором Дворца Культуры – история продолжилась уже с другой аудиторией. Пела много и хорошо, но мама, спасибо ей, не затаскивала меня по детским конкурсам, и я просто себе тихонечко и спокойно развивалась. Вообще, к слову, я считаю, что спокойное такое, неспешное, негромкое развитие способствует формированию, м-м-м, самобытности. 

В 80-х гг прошлого века не считалось очень уж страшным делом оставлять 5-6-летнего ребёнка дома одного в случае необходимости. И поскольку я часто болела и крайне не любила ходить в детский сад (да и начальную школу, чего уж там), — в моём распоряжении день-деньской была родительская фонотека. Выбрать пластинку, включить проигрыватель, усилитель, опустить иголку… магия! Пластинки, конечно, в основном слушала детские – отлично написанной и исполненной музыки там было в достатке, — но и другие альбомы тоже часто ставила. В основном что-то лёгкое, — итальянский поп, диско. Странные обложки Pink Floyd меня немножко пугали, и вернулась я к ним лет через 12 только. 

С 7 лет я пошла в музыкальную школу учиться играть на фортепиано; поступала с пьесой собственного сочинения и первые пару лет обучения на отчётных концертах исполняла собственную музыку. Учителя относились ко мне по-особому; даже, кажется, разработали отдельный учебный план; выдавали дополнительные учебники, определяли к самым оригинальным педагогам из тех, что заезжали в наш городок. 

– Вы получили специальное музыкальное образование?

Музыкальное образование после школы я не продолжила, — после распада СССР, дефолтов и кризисов было решено приобрести менее «эфемерную» профессию, и я поступила на кафедру иностранной филологии. Не знаю, хорошо это или плохо – большинство моих коллег по цеху считает, что хорошо, потому что это позволяет быть ни на кого не похожей. В любом случае, мои главные педагоги, у которых я училась с самого раннего возраста – это мои родители. Звукоизвлечение, выстраивание многоголосия, музыкальный вкус, чувство меры – вся закладка происходила благодаря тому, что я годами наблюдала за тем, как и что они делают. Кроме прочего, в голодные 90-е мы все вместе зарабатывали музыкой на жизнь, так что я на сцене с 14 лет, опыт тоже играет свою роль. Конечно, в какой-то момент становятся нужны дополнительные знания, — но в наше время, по большому счёту, это перестало быть проблемой. Мне много что дала онлайн-школа Singing Success, в частности. Что касается влияний на вокальный стиль: как раз недавно пыталась понять, кому из больших артистов я особо признательна за то, кто я есть. Слушала (и слушаю) и люблю я много кого, от Джони Митчелл, Курта Эллинга и Патрисии Барбер до Мэри Джей Блайдж. Но похоже, что больше всех прочих в отношении эстетики, подачи, вдумчивости, вкрадчивости на меня повлиял, как ни странно, Джордж Майкл. Да, похоже, что так. 

–  Основные вехи биографии:

Лет примерно в 18 я познакомилась с ребятами, у которых была своя студия звукозаписи, — там я много работала со звуком, много чего сочиняла, много записывалась. Обожаю работать в студии и лучше всего там   раскрываюсь — в тишине и сравнительном одиночестве. 

В 20 с чем-то лет пришла в любительский джаз-бэнд. Ужасно боялась прийти и предложить себя в качестве вокалистки, а знакомый психолог как-то очень виртуозно этот мой страх убрал. Отличное было время. С той поры вхождение в джазовый мир у меня и началось. 

В 2003-м году, ещё живя в Украине, нашла в сети портал «Джаз.Ру». И пропала. Столько информации… столько жизни кипело вокруг него. Я как-то стремительно ввинтилась в этот поток, начала писать репортажи с концертов, стала корреспондентом. Впоследствии, переехав в Москву, стала членом редакции бумажного журнала «Джаз.Ру». Там же, на портале, познакомилась с будущим супругом. В общем, интересная история вышла, да. 

Кажется, год 2004-й. Создала – и вела – портал о джазе «uajazz.com», который несколько лет был главным джазовым ресурсом Украине. Отдельная веха в моей жизни, много воспоминаний и событий связано с этим сайтом. 

В 2005-м, после переезда в Москву, начала работать в редакции zvuki.ru. Десятки интервью и репортажей, сотни новостей, тонны музыки для рецензирования. Уникальный опыт. 

2007. Переезд из Москвы в нукоград Дубна – этаки дауншифтинг. Супруг начал делать международный фестиваль «МузЭнерго», а я посильно содействовала. Всего их впоследствии было 20, и выступило на нём более талантливейших 800 артистов со всего мира. Это общение и бурная деятельность стали мощным толчком к тому, чтобы начать делать собственную программу. Начала активно гастролировать с произведениями Джони Митчелл, сотрудничала с Алексеем Наджаровым (фортепиано), Алимом Настаевым (гитара), Денисом Шушковым (контрабас), Николаем Куликовым (гитара). 

2010-й год. На «МузЭнерго» познакомилась с виолончельным трио «Fan C», с которыми создала свою первую авторскую программу. Ужасно жалею, что не успели записаться, это вот просто страшно жаль. Уникальнейший был состав и взаимопонимание. 

После – взаимодействие с разными составами, в частности, довольно продолжительные гастроли с группой «Free-Spoken Band» (с Игнатом Кравцовым на барабанах). Выступления на фестивалях, в филармонических залах и клубах. 

Записала 3 песни на альбоме прекрасного украинского бас-гитариста Игоря Закуса 

2011 – выпустила первый авторский альбом «Lviv Sessions», записанный со львовскими музыкантами Юрием Серединым (клавишные), Игорем Гнидиным (барабаны) и канадским гитаристом Алексом Максымивым. 

2012 – родился сын, 2015 – родилась дочь. 

2017 – альбом «December», записанный совместно со швейцарскими музыкантами Францем Хеллмюллером (гитара) и Йохеном Бальдесом (сопрано-саксофон, бас-кларнет). Вышел на швейцарском лейбле «Unit Records». На уже готовые инструментальные композиции написала мелодии, написала свои тексты и подобрала стихи классиков. Отчасти необычная для меня работа, я там много экспериментирую со звуком. 

–  Что в жизни оказалось самым важным - быть творцом, автором или исполнителем? 

–  Конечно, важнее быть творцом. У меня вообще есть ощущение, что ты и не поёшь-то толком по-настоящему, пока ты не поёшь своё. Потому что пока не раскрываешь себя, своё нутро, то, что ты прожил, прошёл, что отгоревал и чем был освящён – всё, по большому счёту, полуправда. Нет, конечно, всегда можно найти материал, который в тебе отзывается, можно сделать красиво и ярко и оригинально. Но настоящая ты – в том, что исходит лично от тебя. 

–  Что самое важное за рамками профессии - семья, хобби, спорт, книги, саморазвитие? 

–  Ну, если начистоту, то… Я люблю жизнь в самых разных её проявлениях и много что умею. Веду материнскую группу поддержки, верстаю полиграфию, консультирую молодых мам по слингоношению и грудному вскармливанию, занимаюсь вокальным продюсированием молодых артистов, участвую в прочих всяких активностях. Весной вот победила в локальном финале   чемпионата России по чтению вслух «Открой Рот» ))) Самое же важное – взращивание детей, конечно. 

–  Есть творческие планы?

–  5-го декабря состоится концерт в клубе Игоря Бутмана на Таганке с великолепными музыкантами – Дмитрием Илугдиным (фортепиано), Петром Ившиным (барабаны), Виктором Шестаком (бас) и Александром Бруни (флейта). Этот состав изумительно тонко чувствует мою музыку и бережно передаёт всё, что мне хочется ею сказать. Я надеюсь, что мы сможем показать зрителям 2 совершенно новые песни, а ещё на концерте ожидаются гостьи – фантастические джазовые вокалистки Александра Магерова и Алина Ростоцкая, а также харизматичная соул-певица Анна Волкова-Фомина. 

К этому дню в сети – надеюсь – уже будет презентовано моё первое музыкальное видео. Долго мечтала о нём, всё никак-никак не выходило, пока в определённый момент я не осознала, что нужно просто брать и делать теми средствами, которые есть прямо сейчас. Собрала команду из своих друзей, с которыми мы сняли DIY-видео на песню «So Cold» со свежего альбома «December».  После этого мне бы хотелось продвигаться в сторону записи нового сингла или даже авторского альбома – уже пора, хорошего материала накопилось много. 


Сольный проект Тани Балакирской "Джазовые песни со смыслом"


Оставьте свой отзыв