АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Татьяна Балакирская

"Russia. The Dmitry Ilugdin Trio from Moscow played Dostoyevskian jazz: powerful, dark, passionate. It was startling that a piano trio could generate so much physical force. On three songs they were joined by a remarkable vocalist, Tanya Balakirskaya. She is a method actress even before she is a singer. The slow ballet of her movements and her haunting voice drew you into her private spiritual domain. Balakirskaya’s Russian version of soul contained both angst and liberation." JazzTimes.com 

Таня Балакирская, певица, композитор

Вместо предисловия. Текст Александра Беляева

Таня Балакирская родилась в Донецке, училась музыке и лингвистике. Профессиональный музыкант, певица, преподаватель вокала и авторской методики пения на английском. Выступает на фестивалях по всей стране, в московских клубах, сочиняет песни для других исполнителей. Выпустила несколько альбомов, записанных с европейскими, канадскими, украинскими и российскими музыкантами. Живёт в Дубне. 

Таня Балакирская и трио Дмитрия Илугдина. Альянс отличных музыкантов с певицей и автором песен, которой есть что сказать. Один из самых оригинальных проектов российской джазовой сцены!

Если кратко, то это чувственная и умная музыка, которая качает по-настоящему! Таня Балакирская и трио Илугдина – редкий по жанру проект. Описать жанр его можно приблизительно как «Джазовые песни со смыслом». Точнее – авторский материал Балакирской на трёх языках (русском, украинском и английском) в изящно-виртуозных джазовых аранжировках Илугдина. Такого на российской сцене почти нет, да и в мире мало где есть. Скорее, относится к западной традиции: Кассандра Уилсон, Патришиа Барбер, Джей Ди Уолтер, Джони Митчелл и так далее. Именно Барбер и Митчелл заслушивалась Балакирская в студенческие годы, а среди её первых опытов сочинительства – музыкальные композиции на стихи американского поэта-модерниста и.и.каммингса.

На концерте прозвучат песни из альбомов Тани Балакирской и композиции Илугдина. Яркий и разнообразный сет-лист: оригинальный авторский материал, очень индивидуальная музыка с отголосками фолка, классики, блюза. Одна из вершин концертов – неизменная «Мне уже не больно», пронзительная баллада, поразительный антишлягер, который публика слушает, затаив дыхание, после разражаясь апплодисментами пополам с рыданиями. Но так, впрочем, почти на каждом номере!

И самое неожиданное, что открывает для себя зритель на концертах Тани Балакирской и Трио Дмитрия Илугдина – это то, что под такое можно танцевать! Действительно: трио, в которое помимо Илугдина входят сильные музыканты Пётр Ившин (барабаны) и Виктор Шестак (контрабас), играет с хорошим фанковым грувом, энергией и драйвом. В общем – качает!

Балакирская вокал jazz soul

___________________

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей первой встрече с музыкой? Когда начали петь?

– Первую встречу с музыкой я совершенно точно не помню, поскольку она наверняка состоялась ещё до рождения. Младенцы в утробе многое слышат, а поскольку мама и папа были студентами музыкального училища до и после моего рождения — примерно понятно, с какими объёмами музыки и какого характера приходилось иметь дело с самого раннего возраста. Засыпала и просыпалась, играла, ела и росла – под лучшие образцы музыкального искусства. Вот как раз то, что называется «с молоком матери», да. Петь начала очень рано, в полтора года самозабвенно импровизировала – этот тоддлер-скэт у нас в семье наизусть цитируют до сих пор. Папа в ту пору работал в Донецком оперном театре, меня часто брали за кулисы, где артисты тетёшкали меня на руках. 

Это что касается младенчества. Из раннего детства (когда несколько лет жила у бабушки с дедушкой), хорошо помню то, что транслировалось по советскому ТВ. Во дворе всем бабушкам на скамейках пела по заявкам – кому «Алёшу», кому хиты Ротару и Пугачёвой. «Люди, прошу вас, потише, потише» — коронный номер. Когда вернулась к родителям – в ту пору отец начал работать директором Дворца Культуры – история продолжилась уже с другой аудиторией. Пела много и хорошо, но мама, спасибо ей, не затаскивала меня по детским конкурсам, и я просто себе тихонечко и спокойно развивалась. Вообще, к слову, я считаю, что спокойное такое, неспешное, негромкое развитие способствует формированию, м-м-м, самобытности. 

В 80-х гг прошлого века не считалось очень уж страшным делом оставлять 5-6-летнего ребёнка дома одного в случае необходимости. И поскольку я часто болела и крайне не любила ходить в детский сад (да и начальную школу, чего уж там), — в моём распоряжении день-деньской была родительская фонотека. Выбрать пластинку, включить проигрыватель, усилитель, опустить иголку… магия! Пластинки, конечно, в основном слушала детские – отлично написанной и исполненной музыки там было в достатке, — но и другие альбомы тоже часто ставила. В основном что-то лёгкое, — итальянский поп, диско. Странные обложки Pink Floyd меня немножко пугали, и вернулась я к ним лет через 12 только. 

С 7 лет я пошла в музыкальную школу учиться играть на фортепиано; поступала с пьесой собственного сочинения и первые пару лет обучения на отчётных концертах исполняла собственную музыку. Учителя относились ко мне по-особому; даже, кажется, разработали отдельный учебный план; выдавали дополнительные учебники, определяли к самым оригинальным педагогам из тех, что заезжали в наш городок. 

– Вы получили специальное музыкальное образование?

Музыкальное образование после школы я не продолжила, — после распада СССР, дефолтов и кризисов было решено приобрести менее «эфемерную» профессию, и я поступила на кафедру иностранной филологии. Не знаю, хорошо это или плохо – большинство моих коллег по цеху считает, что хорошо, потому что это позволяет быть ни на кого не похожей. В любом случае, мои главные педагоги, у которых я училась с самого раннего возраста – это мои родители. Звукоизвлечение, выстраивание многоголосия, музыкальный вкус, чувство меры – вся закладка происходила благодаря тому, что я годами наблюдала за тем, как и что они делают. Кроме прочего, в голодные 90-е мы все вместе зарабатывали музыкой на жизнь, так что я на сцене с 14 лет, опыт тоже играет свою роль. Конечно, в какой-то момент становятся нужны дополнительные знания, — но в наше время, по большому счёту, это перестало быть проблемой. Мне много что дала онлайн-школа Singing Success, в частности. Что касается влияний на вокальный стиль: как раз недавно пыталась понять, кому из больших артистов я особо признательна за то, кто я есть. Слушала (и слушаю) и люблю я много кого, от Джони Митчелл, Курта Эллинга и Патрисии Барбер до Мэри Джей Блайдж. Но похоже, что больше всех прочих в отношении эстетики, подачи, вдумчивости, вкрадчивости на меня повлиял, как ни странно, Джордж Майкл. Да, похоже, что так. 

–  Основные вехи биографии:

Лет примерно в 18 я познакомилась с ребятами, у которых была своя студия звукозаписи, — там я много работала со звуком, много чего сочиняла, много записывалась. Обожаю работать в студии и лучше всего там   раскрываюсь — в тишине и сравнительном одиночестве. 

В 20 с чем-то лет пришла в любительский джаз-бэнд. Ужасно боялась прийти и предложить себя в качестве вокалистки, а знакомый психолог как-то очень виртуозно этот мой страх убрал. Отличное было время. С той поры вхождение в джазовый мир у меня и началось. 

В 2003-м году, ещё живя в Украине, нашла в сети портал «Джаз.Ру». И пропала. Столько информации… столько жизни кипело вокруг него. Я как-то стремительно ввинтилась в этот поток, начала писать репортажи с концертов, стала корреспондентом. Впоследствии, переехав в Москву, стала членом редакции бумажного журнала «Джаз.Ру». Там же, на портале, познакомилась с будущим супругом. В общем, интересная история вышла, да. 

Кажется, год 2004-й. Создала – и вела – портал о джазе «uajazz.com», который несколько лет был главным джазовым ресурсом Украине. Отдельная веха в моей жизни, много воспоминаний и событий связано с этим сайтом. 

В 2005-м, после переезда в Москву, начала работать в редакции zvuki.ru. Десятки интервью и репортажей, сотни новостей, тонны музыки для рецензирования. Уникальный опыт. 

2007. Переезд из Москвы в нукоград Дубна – этаки дауншифтинг. Супруг начал делать международный фестиваль «МузЭнерго», а я посильно содействовала. Всего их впоследствии было 20, и выступило на нём более талантливейших 800 артистов со всего мира. Это общение и бурная деятельность стали мощным толчком к тому, чтобы начать делать собственную программу. Начала активно гастролировать с произведениями Джони Митчелл, сотрудничала с Алексеем Наджаровым (фортепиано), Алимом Настаевым (гитара), Денисом Шушковым (контрабас), Николаем Куликовым (гитара). 

2010-й год. На «МузЭнерго» познакомилась с виолончельным трио «Fan C», с которыми создала свою первую авторскую программу. Ужасно жалею, что не успели записаться, это вот просто страшно жаль. Уникальнейший был состав и взаимопонимание. 

После – взаимодействие с разными составами, в частности, довольно продолжительные гастроли с группой «Free-Spoken Band» (с Игнатом Кравцовым на барабанах). Выступления на фестивалях, в филармонических залах и клубах. 

Записала 3 песни на альбоме прекрасного украинского бас-гитариста Игоря Закуса 

2011 – выпустила первый авторский альбом «Lviv Sessions», записанный со львовскими музыкантами Юрием Серединым (клавишные), Игорем Гнидиным (барабаны) и канадским гитаристом Алексом Максымивым. 

2012 – родился сын, 2015 – родилась дочь. 

2017 – альбом «December», записанный совместно со швейцарскими музыкантами Францем Хеллмюллером (гитара) и Йохеном Бальдесом (сопрано-саксофон, бас-кларнет). Вышел на швейцарском лейбле «Unit Records». На уже готовые инструментальные композиции написала мелодии, написала свои тексты и подобрала стихи классиков. Отчасти необычная для меня работа, я там много экспериментирую со звуком. 

–  Что в жизни оказалось самым важным - быть творцом, автором или исполнителем? 

–  Конечно, важнее быть творцом. У меня вообще есть ощущение, что ты и не поёшь-то толком по-настоящему, пока ты не поёшь своё. Потому что пока не раскрываешь себя, своё нутро, то, что ты прожил, прошёл, что отгоревал и чем был освящён – всё, по большому счёту, полуправда. Нет, конечно, всегда можно найти материал, который в тебе отзывается, можно сделать красиво и ярко и оригинально. Но настоящая ты – в том, что исходит лично от тебя. 

–  Что самое важное за рамками профессии - семья, хобби, спорт, книги, саморазвитие? 

–  Ну, если начистоту, то… Я люблю жизнь в самых разных её проявлениях и много что умею. Веду материнскую группу поддержки, верстаю полиграфию, консультирую молодых мам по слингоношению и грудному вскармливанию, занимаюсь вокальным продюсированием молодых артистов, участвую в прочих всяких активностях. Весной вот победила в локальном финале   чемпионата России по чтению вслух «Открой Рот» ))) Самое же важное – взращивание детей, конечно. 

–  Есть творческие планы?

–  5-го декабря состоится концерт в клубе Игоря Бутмана на Таганке с великолепными музыкантами – Дмитрием Илугдиным (фортепиано), Петром Ившиным (барабаны), Виктором Шестаком (бас) и Александром Бруни (флейта). Этот состав изумительно тонко чувствует мою музыку и бережно передаёт всё, что мне хочется ею сказать. Я надеюсь, что мы сможем показать зрителям 2 совершенно новые песни, а ещё на концерте ожидаются гостьи – фантастические джазовые вокалистки Александра Магерова и Алина Ростоцкая, а также харизматичная соул-певица Анна Волкова-Фомина. 

К этому дню в сети – надеюсь – уже будет презентовано моё первое музыкальное видео. Долго мечтала о нём, всё никак-никак не выходило, пока в определённый момент я не осознала, что нужно просто брать и делать теми средствами, которые есть прямо сейчас. Собрала команду из своих друзей, с которыми мы сняли DIY-видео на песню «So Cold» со свежего альбома «December».  После этого мне бы хотелось продвигаться в сторону записи нового сингла или даже авторского альбома – уже пора, хорошего материала накопилось много. 


Сольный проект Тани Балакирской "Джазовые песни со смыслом"




Звёзды джаза