АФИША КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ МУЗЫКА НОВОСТИ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Николай Мищенко: "Возможность играть на рояле - самое главное что у меня есть"

Музыка Николая Мищенко живет на гранях множества музыкальных культур. В ней переплетаются языки джаза и классики, рока и импрессионизма. Огромное влияние на его музыку оказывают музыкальные традиции народов Африки, Ирана, Бразилии и других стран, что по-новому отражается на каждом следующем выступлении. Николай - пианист и композитор из Москвы, студент и обладатель полной стипендии знаменитого Berklee College of Music (Бостон, США). Учился у таких мэтров джаза как Kenny Werner, Danilo Perez и John Patitucci. Выступал на многих фестивалях России, Европы и Америки, в числе которых «Umbria Jazz» (Перуджа, Италия), «Gubbio Summer Festival» (Губбио, Италия), «Cambridge Arts River Festival» (США, Кембридж), “Будущее Джаза” (Москва). К двадцати двум годам Николай работал и выступал с такими музыкантами как Игорь Бутман, Gabrrielle Goodman, Warren Wolf, Gregory Groover, Maysaa Karaa, ERINI и дугими. 

Николай, расскажите, пожалуйста о своих учителях (в Москве и Бостоне). Кому хочется сказать особенное спасибо?

Я очень благодарен своему учителю и главному наставнику Евгению Станиславовичу Гречищеву. Он не только повлиял на меня как на музыканта или пианиста, но помог образоваться личностно, построить систему моих ценностей. В Америке своими главными педагогами я считаю Данило Переза, Кенни Вернера и Кевина Харриса. Эти люди из раза в раз ставят перед мной вопросы большей значимости, чем просто о музыкальном исполнительстве. С ними я учусь мыслить глобально, искать смыслы в своей творческой жизни. Данило впервые заставил меня задуматься о том как музыкант может служить обществу, и, в последствии, эти вещи стали основополагающими в моей деятельности.

Кто из великих музыкантов (джазовых, академических, эстрадных) оказали влияние на Вас еще в детстве? Кого Вы открыли для себя во время обучения в ГМУЭДИ и в колледже Berklee?

В детстве главным источником любви к музыке для меня была моя семья. Члены моей семьи потрясающие музыканты. Они привили мне любовь к Рахманинову, Чайковскому, Шопену, а мой дядя всегда для меня был эталоном пианизма. С сознательного возраста я начал вдохновляться музыкантами не очень популярными, но интересными. Мне нравятся Chris Thile, Anat Cohen, Fred Hersh, Jason Moran, Vijay Iyer, Francisco Mela. Мне всегда интересней найти что-то, о чем знают немногие.

Николай Мищенко, композитор, пианист

Вы очень интересный исполнитель, с яркой индивидульной манерой. Будете ли Вы продолжать свою карьеру пианиста? Как это будет сочетаться с созданием музыки?

Возможность играть на рояле - самое главное что у меня есть. Я всегда буду играть, чем бы я ни занимался и кем бы я ни был. Но я понимаю, что могу лишиться этого, а музыка шире моих возможностей. Музыка не должна служить мне, играющему на рояле, это я должен служить музыке, играя. Поэтому я выбираю соприкасаться с музыкой и другими способами тоже. Я много пишу, продюссирую, аранжирую и тоже всегда буду этим заниматься.

Каким образом Вы оказались в Berklee College of Music? Почему выбрали факультет Performance? Что Вам дало обучение?

Я стал стипендиатом в Беркли благодаря летней программе Umbria Jazz Clinics, на которой проходил прослушивание. Факультет Performance выбрать было несложно, ведь я занимаюсь исполнительством всю свою жизнь. Но сейчас я учусь еще и на факультете Film Scoring; где обучаюсь искусству писать музыку к кино. Эта сильно расширяет мой образ знаний и круг общения. Самое большое что Беркли для меня сделало - окружило меня людьми со всего мира. Только на прошлой неделе вышел трек с моим участием в Палестине, а еще один в Ливане. Это только потому что, в Беркли я общаюсь с огромным количеством людей, которые уже скоро будут звездами и работающими профессионалами. Ради этого действительно стоит туда ехать.

Расскажите, пожалуйста, про свой опыт продюсирования? Видите ли Вы себя в дальнейшем в этой роли?

Как я уже сказал, я занимаюсь продюсированием и намереваюсь только расти в этом направлении. Единственная моя цель в продюсировании музыки для других артистов заключается в том, чтобы я имел право выбирать для кого я делаю эту музыку. Я хочу дорасти до такого уровня, чтобы свободно работать только с теми артистами, в которых лично я вижу будущее. Но для этого мне нужно еще очень много работать.

Когда Вы начали создавать музыку? В каком жанре Вы пишете композиции? Как менялась Ваша авторская музыка с течением времени?

Если быть честным, в музыкальной композиции я ограничен только возможностями вокруг себя. То есть музыкантами с которыми я работаю и бюджетами на запись. И из-за того, что сейчас я могу себе позволить записываться и выступать только в небольших коллективах, я пишу соответствующую музыку: акустическую, с элементами импровизации и для классических джазовых составов. Но это будет меняться, я надеюсь, уже в скором времени. И если все будет получаться, уже в 2021 году в Беркли я запишу свою первую композицию с живым оркестром.

Николай Мищенко, композитор, пианист

-----------------------------------------------

В 2020 году выпущен Ваш сольный фортепианный EP “Amberflection”, полностью записанный и спродюссированный в СШАКак и когда был задуман этот альбом? В какое время написаны композиции для него?

Amberflection стал реализацией плана Б. План А заключался в том, чтобы записать альбом для состава из десяти инструментов, включая микротоновый Иранский инструмент Уд. Но случилась пандемия и осуществить запись в тех обстоятельствах, в которых я находился, стало тяжело. Я решил записать сольное фортепиано, но совершенно другую музыку, ведь я надеюсь еще вернуться к первоначальному плану. Я собрал часть своего сольного авторского репертуара, хотя композиции Late Night Dances и Mirrors были написаны специально для этого релиза.

Как Вы сами можете определить стиль, к котором созданы Ваши композиции?

Все что я играю, я принципиально называю современной импровизационной музыкой. Но конкретно этот альбом делит границы между импровизацией и классической нотной записью, между джазом и минимализмом.

Какую из композиций альбома Вы можете выделить как флагманскую, самую для Вас значимую?

Альбом начинается с самой главной композиции. Открывающая композиция “Штиль” имеет больше чем один или два цвета в отличие. В ней я постарался изложить мысли противоречивые, неоднозначные, меняющиеся и развивающиеся с музыкой. Это единственная композиция в альбоме, написанная в сложной форме. К тому же с этой музыкой я прожил уже год и она мне родная.

Кто принимал участие в записи альбома? расскажите, пожалуйста, о процессе записи - где и как это происходило?

Альбом записывался в мае на студии Wellspring в Массачусетсе. На этой студии записывала свой дебютный альбом Esperanza Spalding. Я поехал на студию вместе со своей близкой подругой и менеджером Викторией Вербой. Вика помогала в организации, слушала и поддерживала. Сведение и мастеринг тоже выполнили выпускники Беркли: мои товарищи Thaer Bader, живущий в Бостоне и Leonardo Bertinelli, что переехал недавно в Лос-Анджелес. В общем получилось производство общества Беркли!

Как Вы планируете продвигать альбом? Для каких стран и для какой аудитории?

Как ни странно, по статистике стримов видно, что в России у меня больше аудитории, чем в других странах. В ближайшее время я планирую провести несколько концертов в России с презентацией EP, первый из которых пройдет в Эссе 17 октября! С этим мне помогает мой агент Екатерина Посаднева. В продвижении альбома у меня не стоит цели захватить вселенную, но я хочу сделать эту музыку узнаваемой в кругах, работающих в индустрии искусства. Когда я хотя бы примерно буду понимать, что мы достигаем этой цели, нужно будет двигаться дальше. Мне уже хочется двигаться дальше и писать новую музыку!

Каким Вы видите своего "идеального слушателя"? Представляете ли Вы характер, образ человека, который примет и полюбит Вашу музыку?

Это прекрасный вопрос! Смотрите, я стараюсь играть музыку честную и независимую. Это значит, что я придерживаюсь свободы выражения, мне плевать на тренды и моду. Любой человек может мнимо улыбаться своим коллегам и соседям целый день, но по приходу домой он захочет эту маску снять. На любую маску и мнимую улыбку есть тонны мнимой и лицемерной музыки, а музыку, за которую борюсь я, можно оставить на тёплый и честный вечер наедине с собой. Иметь должное образование и степень наслушенности чтобы понять джаз - это миф. Чтобы услышать о чем говорит эта музыка, нужно просто ценить честность. Поэтому, как бы громко это ни звучало, моим слушателем может быть человек любой профессии, любого статуса и с любыми вкусами. Просто эти люди должны внимательно следить за тем что в их жизнях главное, а что второстепенное.

 И в конце - буквально два слова о лично моем восприятии альбома Amberflection. Мне Ваши композиции показались неожиданно драматическими, нарисованными такой мощной темной кистью. Я всегда думала, что джаз - это только мажор. Но в Вашей музыке не про радостную легкость, а про глубокие душевные движения, не всегда веселые раздумья. Очень было бы интересно узнать - кого из джазовых исполнителей и композиторов Вы слушаете и вдохновляетесь?

Спасибо за вашу внимательность. Я часто переживаю, как и многие многие другие, но я себя не боюсь, и поэтому волнительность остается в моих композициях и слышна в моей игре. Я не пытаюсь ее замазать краской позитива, как делают многие артисты. Amberflection и вправду часто темный, в нем много вдумчивости и сомнений, и само название об этом говорит, ведь Amber - это жёлтый цвет светофора, он - ожидание, а reflection - свет, который от него падает. А на каждую композицию есть определенный источник влияния. Это и Равель, и Фред Херсч, и Тигран Амасян.

______________________________________________

Трио Николая Мищенко существует на протяжении пяти лет, на момент создания коллектива, его лидеру Николаю было 17. С того времени, в классический состав трио входят одни из лучших молодых джазовых музыкантов страны: Николай Ольшанский на контрабасе и Михаил Фотченков на ударных.

В год основания ребята записали дебютный альбом на престижной студии киноконцерна «Мосфильм» в Москве. За плечами у трио множество выступлений на международных фестивалях, а также сольных концертов на престижных площадках. Трио исполняет современную импровизационную музыку, основанную на традициях джаза и музыкальных культурах народов мира.


Оставьте свой отзыв



Клубы, в которых выступает Николай Мищенко: "Возможность играть на рояле - самое главное что у меня есть"