Герман Лукьянов
Родился в Ленинграде 23 августа 1936 г. в семье военного моряка. Мать была пианисткой, имела высшее музыкальное образование, была также поэтессой и переводчицей. В 12-летнем возрасте Герман Лукьянов впервые услышал джазовые записи - это была пластинка на 78 об/мин, на одной стороне которой была записана пьеса "Звуки джаза" в исполнении оркестра Александра Цфасмана, на другой - "Свит-су" ("Sweet Sue") оркестра Александра Варламова. Впоследствии слушал много джазовых записей и в семнадцать лет поступил в вечернюю музыкальную школу по классу трубы. По окончании три года учился на композиторском отделении Ленинградской консерватории в классе Вадима Салманова, в 1957 перевелся в Московскую государственную консерваторию, которую закончил в 1961 г. по классу композиции у Арама Хачатуряна. В качестве дипломной работы представил Концерт для трубы с оркестром.
В те же годы сформировалась его репутация в московском джазовом мире как музыканта высокопрофессионального, но не очень "удобного" (это было связано и с тем, что он играл весьма необычно и "некомфортно" по тем временам, и с его личными особенностями). Уже в начале 60-х Лукьянов отказывается от трубы, заменив ее флюгельгорном (он вернулся к трубе только в 1989 г., хотя до сих пор в основном играет на флюгельгорне). Одна из первых его записей - альбом септета Бориса Рычкова - Георгия Гараняна - Андрея Зубова в 1960 г., где есть одна его авторская композиция.
1962 - в трио с Михаилом Терентьевым (фортепиано) и Альфредом Григоровичем (контрабас) выступил на 1-м джазовом фестивале в кафе "Молодежное" в Москве. Первое трио Лукяьнова уже имело необычный состав - флюгельгорн, контрабас и фортепиано. Необычной была и игра трио. Музыковед Аркадий Петров в статье о Лукьянове, опубликованной в 1987 г. в сборнике "Советский джаз. Проблемы, события, мастера", так описывал это трио: "Группа исполняла не совсем обычную музыку, в которой трудно было понять: кто солирует, а кто аккомпанирует... В музыкальной ткани - сплошные паузы, смещения и сдвиги, мало плотной фактуры, много "воздуха" и свободного пространства. Так в 1962 году не играл никто". Ведущий джазовый критик мира Леонард Фэзер, приезжавший тогда в СССР с оркестром Бенни Гудмена, написал о Лукьянове: "Его музыка находится на передовых рубежах мирового джаза".
В 1965 г. Герман Лукьянов организовал новое трио, теперь с ударными, но без контрабаса - Леонид Чижик (фортепиано) и Владимир Васильков (барабаны). В музыке Лукьянова этих лет - узнаваемо русские интонации; он - один из первых отечественных джазменов, вводивших интонационный и мелодический язык русского музыкального фольклора в стилистическую систему модерн-джаза 60-х. Сам он следующим образом описывал идею этого трио: "Без контрабаса музыка стала ясной, мелодический рисунок - предельно чистым. Правда, звучание группы оказалось более жестким - это скорее графика, чем живопись. Я предложил ударнику организовать игру по-новому: перестать механически отбивать ритм, вести свою партию независимо и рельефно, создавать интересные рисунки, чаще использовать паузы, в которых ясно "просматривались" бы узоры флюгельгорна и рояля".
Трио Германа Лукьянова имело необыкновенный успех на 3-м Московском джазовом фестивале в Москве (1966). Оно было удостоено пяти дипломов фестиваля, отмечено как лучший ансамбль, в котором играет лучший композитор и лучший исполнитель. В 1967 трио приняло участие в съемках кинофильма "Семь нот в тишине" на киностудии "Ленфильм" (в фильме прозвучала композиция Германа Лукьянова "Молитва", из идеологических соображений на пластинке "Мелодии" "Джаз-67" переименованная в "Бессвязный разговор"). В конце 60-х состав трио сменился - в нем появились Игорь Бриль (фортепиано) и Михаил Кудряшов (барабаны). Кроме того, в 1971 г. Лукьянов записывается в дуэтах с Игорем Брилем (и как флюгельгорнист, и как пианист).
В 1969-73 Герман Лукьянов был солистом эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. Вместе с Людвиковским и саксофонистом Андреем Зубовым в 1972 г. Лукьянов несколько раз выступил с джаз-оркестром Чехословацкого радио (запись в том же году вышла на чехословацкой фирме "Пантон"). В течение нескольких следующих лет Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до септета и даже нонета (9 музыкантов) и децимета (10 музыкантов).
С 1974 по 1976 - солист и дирижер оркестра Азербайджанской ССР под управлением Муслима Магомаева.
В январе 1978 создает ансамбль "Каданс". В характерном для Лукьянова стиле название объединяет музыкальный термин, обозначающий, в частности, импровизационную вставку (которую композитор оставляет на усмотрение исполнителя) и аббревиатуру слов "Камерный джаз-ансамбль". Принцип, по которому строился ансамбль, заключался в тембровом разнообразии - будучи малым составом (септетом), "Каданс" обладал тембровыми и выразительными возможностями биг-бэнда. Оба саксофониста (Николай Панов и Юрий Юренков) играли также на флейтах, тромбонист (Борис Рукинглуз) - на тубе, сам Лукьянов - на флюгельгорне, фортепиано, цугфлейте, альтгорне. В разные годы (ансамбль просуществовал до 1990 г.) в "Кадансе", кроме названных выше, играли: Михаил Окунь (фортепиано), Валерий Куцинский, Михаил Смола, Константин Бабенко (контрабас), Валерий Каплун, Станислав Коростелев (ударные), Вадим Ахметгареев (тромбон) и др. Музыка "Каданса" - одно из самых сложных и совершенных достижений советского джаза 70-80-х гг. Лукьянов-композитор активно использует сложные размеры, необычные приемы аранжировок, непривычные тембровые сочетания, нетрадиционные композиторские техники - хроматику, почти атональность, додекафонию.
"Каданс" много гастролировал по всей стране (при свей своей уродливости советская филармоническая гастрольная система иногда давала возможность активно гастролировать камерным, некоммерческим коллективам вроде "Каданса"). Ансамбль выступал на фестивалях Jazz Jamboree (Варшава, 1984), North Sea Jazz Festival (Гаага, 1984) и др.
Дискография "Каданса" насчитывает четыре LP, выпущенных советской монополией грамзаписи "Мелодия": Иванушка-дурачок" (1982), "Путь к Олимпу" (1984), "Какая снежная весна" (1986), "Знак блюза" (1989). Все они в начале 1999 г. переиздаются московским джазовым лейблом Boheme Music на CD (четыре виниловых альбома поместились на двух CD).
В начале 90-х изменение экономической ситуации больше не позволило Герману Лукьянову содержать большой состав. "Каданс" постепенно прекратил существование, заменившись сначала квартетом, а в 1990 г. - трио с барабанщиком Иваном "Вано" Авалиани и пианистом Львом Кушниром. В новом трио Лукьянова барабанщики (вместо Авалиани в трио некоторое время работал Дмитрий Севастьянов) играли на сконструированной Германом экспери ментальной ударной установке, в основе которой - большой африканский барабан, привезенный специально для Лукьянова из Уганды. В последние годы с Лукьяновым регулярно работает молодой пианист Яков Окунь (сын Михаила Окуня, работавшего в "Кадансе"). В 1998 г. Лукьянов создал квартет, четвертый участник которого - как правило, кто-либо из самых молодых клубных саксофонистов Москвы (15-летний вундеркинд, тенорист Дмитрий Мосьпан или 19-летний сопранист Сергей Головня). С 1999 г. в составе окончательно закрепился Сергей Головня и появился новый барабанщик - Петр Талалай из "Зеленой Волны" Александра Осейчука.
Герман Лукьянов - не только музыкант; одна из его ипостасей - поэзия. На Международном фестивале верлибра он получил вторую премию; несколько его стихотворений опубликовано в антологии русского верлибра "Время икс". Он работает в технике "свободной поэзии", отрицая "конвенционный" стих так же, как в музыке отрицает фри-джаз.