АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Антон Горбунов: "В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому"

Антон Горбунов, один из лучших российских бас-гитаристов, известен в музыкальной среде как человек, способный работать в разных стилях и качествах. Он выступает и как сессионный музыкант, и как постоянный сайдмен, и как композитор, и как лидер собственных проектов. Участник многих Российских и международных проектов. Играл с такими гигантами современного джаза как: David Sanborn, Eric Mariental,Dave Koz , Phil Perry, João Donato, Bobby Harden,Ty Stevenson, звездами российской джазовой сцены. Сгодня он - один из самых  востребованных российских басистов, одинаково хорошо владеющий как бас-гитарой, так и контрабасом. Его авторитет в музыкальном сообществе основан, однако, не только на виртуозной технике и стилистической универсальности, но и на заметном композиторском вкладе в российский джаз. Источник

___________________

С Антоном беседует Мария Новикoва (Клуб Алексея Козлова).

— Давай поговорим о твоём квинтете? Как вы часто меняете программу? У вас же по несколько концертов в месяц.

— Программа у нас довольно обширная. Я постоянно меняю пьесы, В 2022 году мы 20 лет отметили — за  время существования коллектива успел накопиться материал.

— Получается, каждый концерт программа звучит по-новому?

— Тут вот в чём дело. Даже, когда играешь старые пьесы, они всегда по-разному звучат. Например, в Клубе Алексея Козлова мы играем раз в два месяца. И люди, которые приходят к нам не первый раз, спрашивают: «У вас вышла новая музыка?». Я спрашиваю, не узнали ли они старую, и они отвечают «нет». 

Мы меняем пьесы, что-то не играем очень давно, что-то на задворках оставляем. К тому же, мы постоянно переделываем аранжировки. Пьесы, которые переаранжированы, каждый раз звучат по-разному. Появляются новые нюансы, подложка, аккомпанемент. В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому. 

Ещё очень часто меняется состав: кто-то может, кто-то не может, а кто-то вообще уходит, как Пётр Ившин, например. Когда приходит кто-то новый, зрители слышат то, что уже слышали, но уже в ином прочтении, потому что каждый музыкант мыслит по-разному.

— В ваших программах много импровизации. Как проходят ваши репетиции?

— Естественно, чтобы ввести новых людей в материал, надо с ними поиграть и всё отрепетировать, материал у нас довольно нетипичный относительно музыки, которая везде звучит. Эта история совершенно не похожа, например, на подготовку к джему, когда тебе присылают гармонию или прямо на концерте называют размер, тональность и стандарт. Их знают и могут начать играть сходу. 

А в нашей музыке нет частей в традиционном их понимании, очень много импровизации. Части А и В всегда довольно непростые, плюс в теме мы часто используем унисоны, например, для саксофона и гитары. В этих местах надо звучать не только синхронно, но и стройно, как в симфоническом оркестре. Поэтому репетировать обязательно надо. Иногда программу нужно играть раз 50, чтобы музыка зазвучала. У нас не free-музыка, не чистая импровизация, а то, что требует очень высокой степени внимания.

 

— Каждая композиция годами отшлифована на концертах?

— И да, и нет, к сожалению. Мы не можем в концерте из двух отделений отшлифовать всё до идеала. Нужно ввести в курс каждого нового музыканта при условии, что концертов не так много. Для кого-то это в некотором смысле профессиональная экстремальная школа. Они здесь обучаются, потому что наш репертуар не похож на то, что люди играли до этого. Я и сам тренируюсь. 

— Можешь назвать одно или два имени, которые прошли школу Антона Горбунова?

— Леонид Бирзович. Когда он присоединился к нам в 2012 году, он уже был опытным и техничным гитаристом. Но всё равно он у нас прошёл нормальную такую школу. У нас была некая планка, которую люди брали и вырастали. Уже 11 лет как мы с ним сотрудничаем. Пётр Ившин, Дмитрий Илугдин… Они все были подготовлены, но по-своему учились. И сам я учился. Когда переслушиваю старые записи, отмечаю себе, что сделал не так. 

— Общаешься ли ты со слушателями на концертах? 

— Обязательно. Я им рассказываю на концертах про пьесы. Когда-то хочется рассказать об одной, потом о другой. Как она появилась и чему посвящена. После концерта когда подходят, тоже общаюсь. И опять мы с  возвращаемся к разговорам о «новой» музыке.  

Тебя называют человеком, который возвёл бас-гитару в статус лидирующего инструмента.

— Я с этой фразой не согласен. Она принадлежит Дмитрию Филатову, он в одном из интервью это написал чуть ли не в 2011 году. Я так не считаю, честно. Я больше ансамблевый человек, лучше в аккомпанементе работаю. Потому и играю в квинтете с саксофоном, гитарой и фортепиано. По моему мнению, каждый «цветок» должен раскрыться на красивой поляне-подложке. И за эту поляну отвечаю я. Давно хотел эту формулировку изменить. Мне очень это лестно, но моему видению не соответствует. 

— Что бы ты ответил тем, кто называет джаз немелодичной и сложной музыкой?

— Многие люди уже начинают привыкать к джазу. А то, что мы играем, это не джаз. Джаз — это оркестр Петра Востокова, второй этаж Клуба Алексея Козлова — это джаз в его лучших традициях. Есть многие авторы прошлого века и современности, которые писали джаз. Наш мелодизм не относится к джазовым традициям, это скорее сплав различных стилей, в том числе поп-музыки, фьюжн. Ни один джазмен не скажет, что мы играем джаз. И слушатели тоже не скажут. И будут правы. Я бы больше определил наш жанр как фьюжн или джаз-рок. Если хотите, можете называть это мелодикой Антона Горбунова.

— Интересует еще твой период творчества в союзе с Павлом Чекмаковским. 

— Мы с Пашкой очень давно познакомились. Году то ли в 98-м, то ли в 99-м, потом друг у друга в проектах играли. И когда начинался квартет, еще не квинтет, эта музыка звучала без саксофона. И вот Чекмаковский там играл очень значительную роль. 

Кстати, на пластинке, перевыпущенной сейчас на «Артбите», есть один трек в лайве, где он очень красивую гитарную тему исполняет. И от этого очень многое зависело. Паша – отличный музыкант, очень опытный гитарист, потрясающий. И когда он пришел, он привнес свое понимание музыки. Где-то с 2004 по 2007 годы мы с ним сотрудничали. 

— Вы были близкими друзьями? 

— Общались, да. А пригласил я его, потому что он потрясающий гитарист. Он знает хорошо эту музыку, любит её и чувствует. Он волшебный гитарист, других слов у меня нет.  

— В одном интервью ты сказал, что музыка для тебя – это направление движения и созидания. Ты имел в виду духовность или попытку поменять реальность вокруг себя? 

— Тут надо вспомнить контекст, в котором я это сказал. Но, знаешь, что значит «духовность»? Если мы что-то делаем, мы делаем это цельно. Из контекста жизни мы вырваться не можем. Поэтому не стал бы лопатить по поводу духовности.  

— У тебя на «Артбите» вышло около 10 альбомов. Скажи, это была идея Николая Богайчука?  

— Совместная. Надо отдать ему должное, потому что Коля предлагал интересные вещи. Варнский джаз-фестиваль, к примеру – я вообще думал выкинуть эту запись. Послушал и подумал: «Какой кошмар». Через год только вернулся к ней, и Богайчук мне сказал: «Ты ее не выкидывай, вдруг пригодится». Ладно, Бог, с ним, забыли. А потом выпустили. 

Некоторые пластинки появились на свет с его подачи. Я уже ставил крест на них, а он подталкивал их выпустить. И оказался прав. 

— Осенью состоялся концерт памяти БигНика — Николая Богайчука, и вы играли на нем такую озорную песенку «Ну-ка. повтори!» с Kle2Go. Вы с Колей были близкими друзьями? 

— Больше как партнеры. Хотя у Коли, мне кажется, все были в том или ином смысле друзьями. Он общение всегда начинал с шуток, с анекдотов, и было ощущение, что ты знаком с ним уже 200 лет. Хотя мы и правда давно знакомы – с 1999 года, когда мы в рижском аэропорту встретились.  

Был такой поп-проект «Линда», он и сейчас существует. И вот там мы с ним познакомились. У нас ребята надрались, и мы в этой компании передвигались. Он тогда работал, по-моему, в «Союзе» — помогал тащить клавишные и людей, которые самостоятельно уже передвигаться не могли. С тех пор мы с ним сотрудничали, созванивались. Тогда же началась работа над «Идеей Фикс».  

Хотя сейчас так вспоминаю… Не могу понять, как мы общались. Интернета же не было, и чтобы ему пластинку, например, передать, нужно было ее сперва нарезать, лично вручить, потом он по телефону скажет резюме свое. А телефоны-то были обычные, городские. Встречались мы где-то в McDonalds… 

— Каким он был человеком? 

— Весельчак, балагур. Вечнозеленый такой, вечно с настроением «вау». Неунывающий толстяк-весельчак. Проходишь мимо него, он тебя останавливает и говорит, что у него новый анекдот готов. Таким вот он был.  

Идей у него всегда много было. Помню, году в 2015 в Варне стоим ночью в плавках в воде – а он мне «А давай вот эту пластинку выпустим?». Я её название тогда даже не помнил. Это как раз про варнский фестиваль речь была. А потом «А давай ещё и «Алексей Козлов Лайв» выпустим, чего ты?  

На улице темнотень, луна. Плаваем, хорошо так. А у него раз – и мысль в голове.  Так вот и вышли с его легкой руки: «Идея Fixx».  «Bass Magic». «Going Forward». «0404». «to do or not to do». «152». «Live at Alexey Kozlov Club». «Live at Varna Jazz Festival». 

Jazzmap.ru благодарит Клуб Алексея КозловаМарию Новикову и Антона Горбунова за подготовку интервью!

___________________

Антон Горбунов — бас-гитарист, композитор и преподаватель. Родился в Кургане 29 ноября 1969 года. Окончил училище по классу кларнета, а затем — уральскую консерваторию им. Мусоргского. Тогда же начал работать с филармоническим оркестром и коллективом Оперного театра как кларнетист. Карьеру бас-гитариста Антон начал, выступая с джазовыми коллективами, в том числе группой «Доктор Фауст» (Свердловск), в которой играли известные на Урале музыканты.

В 1995 году музыкант переехал в столицу, получив приглашение сотрудничать с певицей Линдой. С 1996 по 2001 год работает с разными коллективами, активно собирает материал для собственного диска. Композиция «След», вошедшая в него впоследствии, в 2000 году занимает первое место в одном из всероссийских интернет-конкурсов. Спустя год музыкант принял приглашение гитариста Игоря Бойко поработать над его проектами и альбомами «Five» и «Between the lines». В это же время Горбунов сотрудничал с Валерием Сюткиным. В 2005 году принимает участие в одном из лучших концертов Сюткина в Кремле. Деятельность молодого исполнителя не ограничивается работой с исключительно джазовыми направлениями. Он успешно сотрудничает с Александром Марковым, скрипачом из США, представляющим 3-х часовую скрипичную сюиту для рок-ансамбля.

В 2003 году Антон представил широкой публике свою сольную программу в столичном клубе «Б2». После ожидаемого успеха он регулярно выступает с ней в самых известных джазовых клубах Москвы («Le club», «JVL», «Сool train», «Jazz town»). В этом же году он записывает сольную пластинку «Идея Fix», а затем принимает предложение певца и рок-гитариста Владимира Кузьмина об участии в составе группы «Динамик». В качестве сессионного басиста музыкант участвует в записи альбома «Святой ручей». В 2004 году Горбунов демонстрирует свою универсальность, записываясь в рок-опере «Раскольников» композитора Эдуарда Артемьева. Однако эта запись увидела свет только в 2007 году.

Антон Горбунов, бас-гитара, в Доме Музыки

Список джазменов, с которыми сотрудничал Горбунов, впечатляет. Среди них отечественные звезды П. Чекмаковский, И. Бойко, В. Горский, Л. Слепнер, А. Герасимов, С.Чернышов, зарубежные — Чарли Морено, Эрик Мариентал, Дейв Коз, Фил Перри, Бобби Харден, Ти Стивенсон, Натан Вильямс и другие. В последние годы Антон плотно сотрудничает с такими коллективами, как «Sound Cake», «Jazz Aero», «Marimba Plus», «Транс-Атлантик». Он активный участник трех российских фестивалей «Bazz Day» 2006, 2007 и 2010 года, «Джаз-Глобус» в Иерусалиме, European Bassday 2007 года.

альбом гитариста Антона Горбунова

В 2008 году дал два концерта с одним из королей и основоположников босса-новы João Donato, неоднократным лауреатом премии Грэмми. В 2010 Антон выступает в московском Крокус Сити Холл вместе с Девидом Сэнборном, который неоднократно становился номинантом на премию Гремми, в том числе за «Лучшее выступление в стиле ритм-энд-блюз».

Антона Горбунова периодически можно услышать с авторскими проектами «День Творчества» и «Bass magic». С ними он записал два новых диска «Солнце-Луна» (День Творчества) и «Bass Magic», а также перевыпущен самый первый альбом «Идея Fix» с включением в него новых композиций.

композитор и бас-гитарист Антон Горбунов


Мариам Мерабова & MIRAIF Jazz Band


ЛИШНИХНЕТ и группа Мирайф. Мариам Мерабова, Екатерина Балыкбаева, Этери Бериашвили



Клубы, в которых выступает Антон Горбунов: "В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому"



Звёзды джаза