Поздравляем с днем рождения Петра Востокова! Интервью к 5-летию Большого Джазового Оркестра

Участники: Большой Джазовый Оркестр
Интервью с Петром Востоковым, приуроченное к 5-летию Большого Джазового Оркестра:
- Пять лет Большому Джазовому Оркестру. С чего все это началось? Почему Вы, будучи вполне востребованным юным музыкантом, игравшим в самых известных джазовых коллективах, решили создать собственный оркестр? Это же масштабнейшее предприятие, выгода от которого сомнительна, а вот трудности - близки и очевидны.
- К моменту организации оркестра я закончил Гнесинскую спецшколу, работал у Игоря Бутмана и в оркестре имени Лундстрема. Но хотелось создать что-то свое, и играть именно ту музыку, которая мне нравится. Была идея собрать в одном коллективе своих друзей, музыкантов-ровесников, разбросанных по самым разным местам и коллективам. Так что Большой джазовый оркестр появился в том числе и для того, чтобы играть “своей тусовкой”.
- Сколько было вам лет, когда вы организовались?
- 25 лет.
- Неужели не было страшно пуститься в самостоятельное плавание, или вы не представляли, чем это обернется в конце концов?
- Не представляли. Изначально просто была идея. Даже не моя была идея, а нашей певицы, Дарьи Антоновой. Попробовали собрать друзей, единомышленников, провели хорошо время, продуктивно, сделали программу. После первого же концерта стало очевидно, что надо продолжать дальше! Поэтому мы начали каждый месяц играть в Центральном доме журналиста. Первый год все концерты проходили только там.
- А как вы попали в Домжур? Кто-то вас позвал или вы просто пришли, сказали: вот мы такие крутые, хотим у вас концертировать…
- До появления в Доме журналиста, мы выступали в фотоцентре на Гоголевском бульваре. Не только как музыканты, но и как организаторы. После возникли некоторые сложности с помещением, и директор этого центра лично отвел нас к директору Домжура, познакомил, и мы перебрались туда. Мы получили достаточно большую сцену и зал, и решили воспользоваться свалившейся на нас удачей, чтобы организовать настоящий джазовый оркестр. Фактически, все начинали мы вдвоем с нашей солисткой Дашей Антоновой - готовили концерты, приглашали группы и сами выступали, у нас был квартет с баритон-саксофонистом Романом Секачевым. Без этой площадки, которая на долгое время стала нашей репетиционной базой, мы бы, наверное, еще совсем не скоро бы раскрутились. Или вообще никогда. Но нам повезло!
- Понятно. Ну а теперь про самое главное, то есть про музыку. Самая любимая ваша музыка относится к эпохе 20-40-х годов прошлого века, “Золотой эре джаза”. Это в основном свинг?
- Далеко не только свинг. Мне нравится самая разная музыка этого времени. Мы пытаемся играть не только свинговую, горячую музыку, но и “сладкую” музыку, делаем программы афро-кубинской музыки, относящейся уже к 40-50 годам. По большому счету, репертуар оркестра составляется по моим вкусам.
- То есть, меняются ваши вкусы, меняется и репертуар?
- Да. Можно и так сказать… Сейчас сложилась определенная политика нашего оркестра. Изначально мы пробовали только то, что мне нравилось и я хотел, чтобы это прозвучало. Сейчас все немного по-другому… Мы планомерно занимаемся восстановлением музыки. В ее правильном смысле и звучании.
- Откуда вы знаете, какой она должна быть? Какие источники используете? Ноты, видео, еще что-то?
- Берем из совершенно разных источников… Музыка это достаточно любимая публикой, поэтому ее многие играют, но чаще всего относятся к исполнению не совсем серьезно. И в результате она звучит не так, как должна. Есть очень много тонкостей, которым мы посвятили кучу времени и продолжаем их изучать…
- Изучать аутентичное исполнение?
- Да. Смысл не в том, чтобы мы, как многие считают, копировали какие-то записи. Нет. Смысл в том, чтобы понять исходный материал, достичь изначального звучания свинг-оркестра. А он не совпадает с современным пониманием! Есть правила камерной музыки, которые мы пытаемся соблюдать, правила живого музицирования. Мы садимся, играем с такой громкостью, чтобы всем все было слышно - и музыкантам, и публике. Важно создать звук живого коллектива. Это многое определяет. То есть не просто все играют forte, piano и так далее.... Есть правила акустической музыки. Есть штриховые моменты. Другие артикуляции.
- И вы хотите, чтобы ваши музыканты придерживались того стиля исполнения, какой был во времена создания этой музыки?
- Просто то, что мы играем, по-другому хорошо не прозвучит. Многие считают что незачем копировать старую версию, если все есть на записях. Я не согласен. Я считаю, что это настоящая классическая музыка нашего времени.
- Имеете в виду тот джаз, что играли в 20-40-х годах ?
- Конечно. Это такая же классика и нужно, чтобы ее правильно исполняли. Потому что джазовая музыка этого более чем достойна.
- Каких? Приведите пример, пожалуйста... Самое любимое, самое вдохновляющее.
- Наш оркестр пытается в первую очередь играть музыку оркестра Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford Orchestra). Это мой любимый “черный” оркестр. Еще один источник вдохновения - “белый” оркестр Boyd Raeburn Orchestra. К сожалению, он мало известен, а ведь это совершенно потрясающая музыка! И мы очень рады, что играем ее по оригинальным нотам. Мы сделали отдельную программу с композициями Бойда Реберна и теперь используем отдельные номера в нашей основной программе.
- А откуда вы берете оригинальные ноты?
- В случае с Бойдом Реберном расписанные ноты, их партии, с ручными правкам существуют в одной американской университетской библиотеке и, в принципе, доступны. А музыку, например, Джимми Лансфорда мы начинали играть с того, что искали ноты, которые издавались в то время или снятые со старой записи. Но через какое-то время мы поняли, что ноты некорректно сняты. И стали снимать их сами. В основном этим сейчас занимается Антон Гимазетдинов. Очень много старой музыки, которую мы играем, снято и сделано полностью нами, и никто не сможет сыграть то же самое. Мы этим гордимся и такие композиции составляют основу нашего репертуара. Не хотелось бы играть то, что играют все. И чтобы нашу музыку играл кто-то еще.
- То есть оригинальность, уникальность - это главный смысл?
- Просто я считаю, что в каждом коллективе есть свой репертуар, это нормально. Даже если он состоит из чужой музыки. Так как эта музыка достойна того, чтобы звучать сегодня. Мы этим занимаемся, получаем огромное удовольствие и начинаем неплохо на этом зарабатывать. Больше чем Бойд Реберн, по крайней мере.
- За пять лет вы вышли на самоокупаемость?
- Да. Первые 2-3 года была вложена куча денег и сил, ребята играли на полном энтузиазме и, естественно, из-за этого возникало много проблем. Сейчас, последние пару лет, все происходит так, как и должно происходить. В принципе, у нас все хорошо и самое главное - все идет в гору. Мне хочется, чтобы это был коллектив, который приносит доход музыкантам, чтобы исполнители были больше привязаны к Оркестру и с музыкальной, и просто с человеческой стороны...Чтобы это было их основной работой.
- То есть для вас руководство Оркестром - единственное, что поглощает Ваше время и силы?
- Нет, я еще много чем занимаюсь… Но все мои эмоции, все душевные силы
посвящены именно оркестру. Я встаю с утра и думаю о том, что будет завтра, послезавтра, и каждый день. По-моему, со дня первого концерта не было в жизни ни одного дня, когда я не потратил бы несколько часов на эти размышления. Серьёзно. Для меня Большой Джазовый Оркестр - давно уже главная работа в жизни.. Поэтому я счастлив.
Благодарим Леонида Селеменева за предоставленные фотографии! (www.argentum-photo.com)
Афишаджаза
Майкл Джексон: завораживающий трибьют королю поп-музыки в лучах заката на открытой видовой крыше
"100 лет джаза" на летней крыше: концерт-путешествие от регтайма 30-40-х до современности
Дмитрий Носков: "Я буду петь тебе как Фрэнк" (посвящение Фрэнку Синатре)
Новое на сайте
Звёзды джаза

Bobby Harden
Рецензии на концерты Bobby Harden по всему миру полны восторженных эпитетов. Французкий музыкальный журнал Soul Bag magazine написал после его гастролей "Этот выходец из Нью-йорка предлагает слушателям соул…
Chick Corea / Чик Кориа
Чик Кориа обладает энциклопедическими знаниями, знает, как применить свои многочисленные таланты в самых разных сферах…
Dexter Gordon / Декстер Гордон
Dexter Gordon — американский актер, джазовый саксофонист, один из «первопроходцев» игры в стиле хард-боп на тенор-саксофоне…