АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ СТИЛИ АЛЬБОМЫ ФОТО БЛОГ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Прямой контакт

Пригласите Георгия Яшагашвили и группу Django Friends на свой праздник, концерт или официальное мероприятие. Пригласить

Георгий Яшагашвили: "Нельзя всю жизнь играть рок-н-ролл"

Гитарист Георгий Яшагашвили играет замечательную музыку джаз мануш (или "джипси-джаз", цыганский джаз - удивительное направление, которое зародилось в 30-е годы XX века во Франции благодаря гению великого гитариста Джанго Рейнхардта). Более 20 лет Георгий играет ее на многочисленных фестивалях в России и Европе, выходит на сцену с мировыми звездами джаз-мануш Бирели Лагреном, Стохело Розенбергом, Морено Винтерштайном, Ивом Тешером и другими. 

Все записи Джанго существуют в очень плохом качестве. Вы слушаете их?

За последние 25 лет я привык это делать. Меня не смущает качество. Потому что я слышу его музыку.

Я нашла цитату, в которой говорится, что после смерти Джанго в 1953 году, многие джипси начали использовать музыку Джанго как свою собственную, и с тех пор она стала мировым наследием.

Джанго – самый известный цыган в мире, гордость своего народа. Более того, человек, который занял свое место на музыкальном Олимпе: он не просто известный человек, а гений. Его музыка вошла в культурное наследие не только джаза, но и цыган — они восприняли его музыку как свою.

Георгий Яшагашвили Фото: Андрей Шуклин

Фото: Андрей Шуклин

Вы увлекаетесь историей и культурой цыган, помогает ли этот контекст разговаривать на гитаре как-то по-особенному?

Я имею общее представление о том, кто такие цыгане. Я вырос, собственно говоря, с цыганами. Моими соседями были актёры из театра Ромэн и я общался с их сыном и его бесконечными родственниками: племянниками, двоюродными и троюродными братьями. Мы играли на гитарах, однако в то время героем для цыган был Пако Де Лусия. Так что я этого физически коснулся.

БЛИЖАЙШИЙ КОНЦЕРТ ГЕОГРИЯ ЯШАГАШВИЛИ - 12 ДЕКАБРЯ, КЛУБ АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВА

Аутентичный джипси-джаз могут исполнять только цыгане? Что его определяет?

Вообще это древний спор, в нём полно адептов по обе стороны, но история доказывает свое. Если это не основное течение, то да, конечно, цыгане имеют своеобразие, которому невозможно научиться. Это слишком сложно, надо в этом вырасти. Что касается авторской музыки, то наиболее интересную музыку в этом стиле в большем количестве придумали и написали не цыгане. Самые разные люди: аргентинец Гонcало Бергаро (GonzaloBergara), французская группа Les doigts de lhomme (Ле Дуа Дё Лом), В Америке есть очень интересные представители. Джон Джоргенсон (John Jorgenson), который придумал много авторской музыки и вообще собственный подход и саунд. Нельзя с этим не считаться и говорить, что только цыгане могут играть настоящий джаз-мануш. Даже во время жизни самого Джанго, он играл с музыкантами, которые не были цыганами: Марсель Бьянши (MarcelBianchi), который не был цыганом, итальянец Энри Крола (HenriCrolla), довольно известный гитарист, по-моему посещавший Советский Союз, потому что играл Ивом Монтаном (YvesMontand) в 50-е годы. Так что спорить можно до бесконечности.

Как правильно играть аутентичный джаз-мануш?

Если мы говорим про некий аутентичный стиль и стилистическую канву, то желательно избегать громких звуков, то есть звук барабанов: для этого есть гитары и особая техника, которая позволяет ей звучать похоже на них. Если мы говорим о духовых инструментах, как правило, приемлемым духовым инструментом является кларнет, потому что он деревянный, не громкий. Кстати, мы с Дмитрием Купцовым даже пробовали как-то играть с фаготом, поскольку он тоже деревянный и по тесситуре как саксофон. В целом, я всегда шучу на эту тему, что набор инструментов должен быть таким, с которым можно очень быстро встать и уйти. А добавление аккордеона – пожалуйста, есть и такие варианты, просто аккордеонисту будет очень трудно. В принципе, можно играть и с трубой с сурдиной (специальная насадка), Джанго так делал. Поэтому да, канава такая, что мы не громкие и поэтому гитара, контрабас, скрипка — основные инструменты.

Я бы сказал, что в цыганском джазе два солирующий инструмента, гитара и скрипка, но в основном эта стилистика гитарная. Именно для гитариста там широкое поле деятельности, хорошо и комфортно. Скрипка, разумеется, живёт в этом стиле, но скрипачей просто физический меньше, чем гитаристов, и на скрипке значительно сложнее научиться играть. Прежде, чем играть джаз —  надо сначала научиться играть.

Джанго открыл для джаза соло-гитару?

Нет. Джанго вместе с Грапелли создали ансамбль, в котором соло-гитара заняла такое же место, как и солирующий духовой инструмент в обычном джаз-бэнде. И до Джанго были гитаристы, которые замечательно умели солировать, и Джанго и Грапелли имели образец для подражания — Эдди Ланг (EddieLang), и его партнёр-скрипач Джо Винутти (JoeVenuti) , которые сделали ансамбль под гитару и скрипку в Америке. Они играли и дуэтом, и у них был ансамбль именно под эти инструменты, но с барабанами и с духовыми. Чтобы создать приемлемый баланс, приходилось очень много ухищряться и это не всегда было на пользу музыке. Джанго и Грапелли сделали ансамбль, в котором гитарист мог сыграть всё, что он хочет, и его было слышно.

Что цыганский джаз связывает с американским джазом? Это ответная реакция на то, что происходило в Америке в тридцатых годах?

Нет, на самом деле. В Европе всё опаздывало лет на десять: то, что во Франции стали делать в начале тридцатых годов прошлого века, в Америке делали вообще в начале двадцатых годов — Европа в это время была не в лучшем состоянии. Да и культурный обмен происходил случайным образом: путём попадания пластинок через океан, либо заездом музыкантов. Был послевоенный кризис, который продолжался до тридцатых годов, поэтому обмен был очень медленный.

А связь можно легко понять с точки зрения гитариста той эпохи и того времени. Когда Джанго с братом поехали на юг Франции, путешествовать, их услышал один художник. Его удивила игра этих музыкантов — подвижность, импровизационность, — и он решил показать им джаз. Позвал к себе домой, поставил пластинки с записями новоорлеанского джаза. Джанго настолько понравился этот стиль, что они с братом начали играть джаз, стремясь передать суть той музыки, что услышали. Не набором инструментов, а музыкальными приемами. Прошло несколько лет, прежде чем его идея воплотилась в жизнь в большем масштабе.

Есть много историй, как они познакомились со Стефаном Граппелли (StephaneGrappelli) и одна из них: Джанго со своими родственниками пришел знакомиться с Grappelli в ресторан, где тот играл. Грапелли так испугался, что ни о какой музыке и речи не могло быть, потому что семейство Джанго выглядело и вело себя жутко вызывающе. Только оказавшись в одном оркестре, они попробовали что-то играть вместе. Руководитель оркестра Луи Вола (LouisVola) присоединился к ним на контрабасе, подтянули ещё братьев, у них получился ансамбль Quintette du Hot Club de France. Но изначально идея была не просто повторять то, что было на пластинке: по набору инструментов, по нотам, а именно изобразить суть и характер музыки. Джанго было очень вдохновлён игрой Луи Армстронга (LouisArmstrong), но он не взял трубу, он стал делать что-то подобное на гитаре.

Он изобрёл свой жанр, а потом эта новая музыка вернулась в Штаты? Би Би Кинг сходил с ума по джаз-манушу, насколько я знаю.

Именно так! Дело в том, что Джанго был первым музыкантом - не американцем, который был признан в Америке как звезда. Когда в Штатах услышали, что гитара может вытворять все, что угодно, с такой невероятной свободой, это увлекло большое количество гитаристов, которые увидели свет в окошке. Конечно, гитаристы экспериментировали играя в основном в дуэтах, но дуэтная форма не дает ни масштаба, ни свободы для солиста какие есть у ансамбля Джанго. Поэтому масса людей увлеклась, особенно первое послевоенное американское поколение. Надо ещё понимать, что в американском джазе есть чёрные и белые инструменты. Гитара – преимущественно белый инструмент. Это не плохо и не хорошо, к тому же это в основном были итальянцы, у которых в любой семье была гитара. Поэтому естественно, когда все услышали Джанго, бросились играть. К тому же, все столпы американской джазовой гитары через это прошли. Даже если люди потом больше не вспоминали об этом жанре, тот период был практически у всех, кто сформировал американский гитарный джаз после войны. Понятно, что и музыканты других стилей, такие как Би Би Кинг (BBKing) и Джефф Бек (JeffBeck), фанатели от Джанго. Это ощущение свободы Джанго и вернул в Америку.

Ага, значит, утверждение, что джаз-мануш – это внутренняя свобода, все-таки верное?

Да, наверное. Джанго был очень рискованный человек во всех смыслах. это касается и жизни, и музыки. Человек, который любил игру, будь то игра на инструменте, в шары или карты, он все время рисковал. Поэтому он не просто копировал американскую музыку, он все время добавлял в неё какие-то свои соображения, оставаясь в канве благодаря своей музыкальности и понимая, на чем эта музыка основана. Это определённая широта взгляда, которая остается в джаз-мануше до сих пор: эта музыка родилась в тридцатые годы, в то время никто ничего нового не вносит в музыку — её играют так, как она есть. А джаз-мануш претерпевает постоянные изменения: в него вносят и фанк, и джазовый мейнстрим, и какой-то цыганский фольклор, все, что угодно. Грубо говоря, как хотите, так и играете, умейте только держать стилистическую канву.

Почему именно джаз-мануш?

Я увлекся этим жанром когда стал учиться музыке. На это меня подбил мой приятель, потому что «нельзя всю жизнь играть рок-н-ролл, надо что-то ещё делать, пойдём джазу учиться». Ну мы и пошли. В процессе учебы мне что-то нравилось, что-то не нравилось, что-то воспринимал, что-то не воспринимал. И тут я услышал по радио Джанго Рейнхардта, причём был именно большой блок с какими-то комментариями – до этого я видел упоминание о нем только в книжке – студенческие метания прекратились. Я подумал: «Вот, этот джаз как раз для меня! Мне нравится эта гитара, эта энергетика рок-музыки и очень большой напор». Вот это так произошло.

С какими группами или музыкантами, помимо Джанго, вы посоветуете начать знакомство с этим жанром?

Это прежде всего Бирели́ Лагре́н (Biréli Lagrène)— юное дарование, гений, которого в 12 лет Грапелли вытащил за руку на сцену фестиваля Монтре. С тех пор он не останавливается: может отходить от этого стиля, может к нему возвращаться, но то, что он сделал в 2002 году — проекты, состоящие из двух концертных пластинок, — это был взрыв невероятной силы, музыкальное событие. Сын Джанго признался, что Бирели играет получше, чем его отец.

Очень больших успехов в этом стиле добился Стохело Розенберг (Stochelo Rosenberg) вместе с братьями – это северная, голландская ветка этого стиля. Замечательный гитарист Анджело Дебарр (Angelo Debarre)— большой изобретатель, человек, который очень много привнес цыганского фольклора в этот стиль, причём со сложностью, сопоставимой с американским мейнстримом. И, конечно же, яркий представитель южной, Страсбургской ветки – Чаволо Шмит (Tchavolo Schmitt), человек, который никогда не играл ничего сверхсложного, но он это делает с такой потрясающий энергией, предавая суть всего народного цыганского.

Российский фольклор связан с цыганской музыкой? Понимает ли российский слушатель мануш так, как во Франции, например?

Сложная история, потому что на первый взгляд кажется, что джаз-мануш должен быть близок русскому тембрально из-за знакомых с детства звуков гитары, скрипки и иногда аккордеона. Но на самом деле широкое распространение среди слушателей этот стиль не получает, потому что люди, которым нравится цыганская музыка, хотят слышать цыганскую музыку. А люди, которым нравится джаз, хотят слушать джаз. Это экспериментальное направление, которому скоро 100 лет, не совсем приживается в российских реалиях.

Дело не только в этом, во многих странах есть своя специфика. Скажем, во Франции эту музыку не считают своей, и это абсолютно верно, потому что никакого другого джаза, кроме американского, нет. Нет ни голландского, ни немецкого джаза. Есть какая-то объединённая современная европейская музыка ECM, но ни одна нация больше не может похвастаться своим стилем. Несмотря на то, что в разный период времени джаз был популярен в каждой из европейских стран, и в СССР тоже, мы не можем сказать, что оркестр Олега Лундстрема это что-то другое, нежели оркестры в Америке. Или в тех же самых Штатах. Это огромная страна с большим населением – я бы не сказал, что там настолько популярен этот стиль. Почему? Да потому что там полно своей музыки. Очень похожей, близкой, и там есть и фестивали, и музыканты. Всегда можно сказать: «А зачем нам этот стиль, если у нас есть блюграсс и вестерн-свинг?» Поэтому сложно сказать почему. Где-то Мануш продвигается лучше, где-то хуже. К примеру на родине, то есть в странах, где цыганская культура очень развита, скажем, Венгрия или Румыния. Но в Румынии она более сельская, а в Венгрии более цивилизованная. Там у меня есть знакомые венгерский музыканты энтузиасты, они цыгане. Они из музыкальных семи поколенческих семей. Им нравится играть, но не сказать, что эта музыка нравится огромному количеству людей.

Сама история возрождения цыганского джаза наглядно показывает его состояние: в 70-е и 80-е это никому не нужно было, ни во Франции, ни Германии, хотя там было очень много музыкантов, играющих в этом стиле. А потом вдруг в девяностые случился взрыв: «Надо же, посмотрите, у нас в Европе есть вот такая своя музыка». И получились миллионы фестивалей, пластинок и концертов, пробушевал лет 15, и потом интерес спал. Это осталось на каком-то своем уровне, и слава богу, что осталось. Стиль возродился для широкой аудитории, занял свою нишу и так и остаётся. Надеюсь, что в России ниша всё-таки немножко расширится.

Она стала побольше, с тех пор, как вы начали играть?

Безусловно. Время берет свое, и самое главное — новое поколение музыкантов интересуется им. Потому что когда мы сделали свой первый квартет, это было в 98-м году. Естественно, он был диковинкой. К нему относились скорее как к ансамблю, который играет ретро музыку, чем мы тоже вынуждены были заниматься, поскольку от нас этого ждали: вальсы, старые советские песни. Со временем всё немножко сдвинулось. Жалко только, что такого количества, как в начале нулевых, когда Джаз-мануш был модным, больше нет. Особенно много джаз-мануш-гитаристов было в Питере. Сейчас в некоторых городах он совсем исчез, как, например, в Екатеринбурге. А дальше посмотрим, что будет.

С молодыми у нас плоховато; я надеюсь, что через какое-то время они всё-таки оформятся до состояния крупных клубных программ. В Москве больше всего выступлений дает два коллектива: ансамбль Дмитрия Купцова и ансамбль Георгия Яшагашвили.

Клубный джем по воскресеньям — это как раз то место, куда можно прийти посмотреть именно на сообщество, потому что сюда приходят музыканты разного уровня. Цель джемов – развить культуру джаз-мануш, и не только с точки зрения привлечения публики, скорее, для музыкантов, результатом чего как раз должны стать новые коллективы и новые совместные действия. Это уже происходит, просто надо чуть-чуть подождать.

Беседовала с Георгием Яшагашвили Мария Новикова (Клуб Алексея Козлова)

____________

Яшагашвили Георгий — Родился 9 августа 1973 года в Москве. Выпускник джазовой студии “Москворечье“ 1996 г. Выпускник МИИТ 1995 г. В 90-х годах выступал в андеграундных составах исполняя кантри и рок-н-ролл. 1995-2005 — участник групп : “Julia & Friends”, “Lex&team” в составе которых принимал участие в фестивалях “Country Moscow Festival “, “Свинговый Бум”. С 1998 года постоянный участник квартета Алексея Бадьянова “Groove Party”

Квартет активно гастролировал по России и странам СНГ, приняли участие в фестивалях “ Джаз в саду Эрмитаж “, “ Евразия“ (Оренбург), "Джаз Московия". В 2008 году организовал совместно с Дмитрием Купцовым группу Djangoband, коллектив записал три альбома и принял участие в фестивалях : 1 и 2 Международный Gypsy Jazz фестиваль, « Усадьба Джаз» , Festival Django Reinhardt-Samois sur Seine (Франция), «Все краски Московского Джаза». Презентовали свой последний альбом в Центре Российской Науки и Культуры в Париже, так же гастролировали по России и Европе.

Организовали и провели Первый и Второй Московский джаз-мануш фестиваль в 2016-17 году.

С 2015 года — руководитель группы Django Friends.

Организовал и провел Гитарный Фестиваль им Джанго Рейнхардта в 2018 и 2019 годах.

Коллектив исполняет джаз мануш - атмосферная музыка, создающая настроение. Времён 30-40 годов прошлого века, из Франции, на основе танцевального свингового ритма с яркими эмоциональными импровизациями, делающими её неповторимой, рождающейся здесь и сейчас на глазах у слушателей. Джаз-мануш появился благодаря гению Джанго Рейнхардта, лучшего гитариста всех времён. Миллионы его последователей по всему миру развивают этот стиль музыки . Django friends своими оригинальными аранжировками и тщательным выбором репертуара представляют слушателям основу, традиции в джаз-мануш.

Георгий Яшягашвили

фото Петр Колчин

Георгий Яшагашвили "болеет" этой музыкой уже более 20 лет. Опыт выступления на многочисленных фестивалях в России и Европе, гастрольные туры, совместная игра с мировыми звездами джаз-мануш Берили Лагреном, Стохело Розенбергом, Морено Винтерштайном, Ивом Тешером и другими.

С 2016 года выступает с французским шансонье Филиппом Даресом, группа ежегодно совершает гастрольные туры по России.

Дискография:

2008 Djangoband «Deoux-Troix-Quatre»

2010 Djangoband «Douz» (live)

2011 Frederic Belinsky «России с любовью»

2014 Djangoband «Clair de Lune»

2017 Liberty Jazz Trio «Just swing without sing»

2017 Alexey Fetisov Rock-n-roll trio «Rocks» 2018 Alexey Fetisov Rock-n-roll trio «Live at Jam Club »

Личные страницы:

FB VK Insta

Преподавание

Георгий с 2008 года занимается обучением игры джаз-мануш на гитаре, многие из его учеников уже имеют свои группы и активно выступают. Георгий разработал собственную методику обучения, основываясь на опыте лучших европейских школ.

Видео урок 


Moscow Ragtime Band в Клубе Алексея Козлова


III Гитарный фестиваль имени Джанго Рейнхарда прошел под грохот бури!

Пригласить

Оставьте свой отзыв



Клубы, в которых выступает Георгий Яшагашвили: "Нельзя всю жизнь играть рок-н-ролл"



Звёзды джаза