Richard Bona / Ришар Бона
Бона говорит, что люди играют музыку так, как разговаривают; музыка идет от речи. Сам Бона разговаривает на 4 языках Камеруна из 24 основных (дуала, банвеле, понго и эвондо), в дополнение к французскому, английскому, базовому испанскому, японскому и другим языкам. Не удивительно, что его собственный музыкальный словарь так восхитительно обширен.
Журнал «Биллборд» предположил, что Richard Bona «самый сексуальный бас-гитарист со времен Джако Пасториуса и первый с тех времен, кто может стать звездой благодаря своим соло». «Ньюсвик» попросил читателей «представить музыканта с виртуозностью Джако Пасториуса, вокальными данными Джорджа Бенсона, чувством ритма и гармонии Жуана Жилберту, и все это смешано в одном флаконе с африканской культурой».
Это была и вправду высокая похвала. Но когда ты рождаешься в семье музыкантов, вдохновение всегда рядом, даже если под рукой нет нужных инструментов. Когда Бона ребенком рос в землянке в деревне в центре Камеруна, у него не всегда были деньги на покупку нужных инструментов, и ему приходилось импровизировать – сделанная в домашних условиях гитара была оборудована струнами, натянутыми на корпус старого бака мотоцикла для горючего.
В 13 лет Richard Bona собрал свой первый джазовый ансамбль. Немного позже, узнав о творчестве Джако Пасториуса, Бона изменил привязанности и стал бас-гитаристом. Благодаря упорной работе в Германии и Франции он получил признание, играя в джазовых клубах с такими корифеями, как Ману Дибанго, Дидье Локвуд и Салиф Кейта.
В 1995 году Richard Bona переезжает в Нью-Йорк, где живет и работает по сей день. Всего три года спустя он станет музыкальным директором тура Гарри Белафонте по Европе. Во время концертов, широко освещаемых в СМИ, Бона играл с лучшими музыкантами, включая Ларри Корьелла, Майкла и Ренди Брекеров, Майка Стерна и Стива Гэдда. И, чтобы замкнуть круг, Бона принимал участие в создании многих альбомов группы Джако Пасториуса и выступал во время туров с группой Патрика Мэтини. В свободное от игры время Бона выступает в роли профессора музыки в университете Нью-Йорка или пишет собственные композиции. Как писала газета «Таймз» Лос-Анджелеса, «если бы Ричард Бона мог создать саундтрек к своим мечтам, он бы во многом был похож на “Tiki” - последний альбом собственного производства Ричарда, номинированный на Грэмми». Новый альбом Ричарда – «Десять оттенков голубого» - был выпущен 5 октября 2009 года.
Главный эмоциональный шедевр наследия Бона – лирическая баллада “Mulema”, первая песня Бона, написанная для гитары. “Mulema” определяет основной мотив этого альбома, с простым звучанием акустической гитары, ударных инструментов и намеком на – именно – балафон, где на заднем фоне можно различить шелковый, мягкий вокал Бона с антифонным строением. “Mulema” рассказывает историю о мужчине, который уходит в океан, тщетно преследуя настоящую любовь. Французская певица и актриса Камий создала свою версию песни “La Fille D’a Cote,” такую же прекрасную, но с историей, рассказанной с женской точки зрения.
«Я пришел оттуда, где музыка создана, чтобы рассказывать истории», - говорил Бона. «Когда я был ребенком, внимания заслуживала только та музыка, которая хранила в себе историю. Это мое прошлое. Это место, где я все еще живу. Даже если человек не понимает язык, он может почувствовать, что происходит. Звуки слов и музыки рассказывают истории. А истории людских жизней по всему миру всегда одинаковы: работа и любовь, и борьба за счастье».