АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Джордж Гершвин / George Gershwin

Американский композитор Джордж Гершвин родился в Брyклине в 1898 году. Он был вторым из четырех детей в семье Морриса и Роуз Гершвин, которые приехали в Нью-Йорк из России. Старший брат Джорджа Айра был круглым отличником, а вот Джордж напротив... Люди говорили, что у миссис Гершвин прекрасные дети, но младший еще доставит ей проблем.

Когда Джорджу было 12 лет, его семья купила фортепиано для Айры, но Джордж удивил всех, сев за него и начав играть. Оказалось, в доме своего друга он самостоятельно обучался игре, имитируя движение клавиш на механическом фортепиано. Оно напоминало музыкальную шкатулку: музыка воспроизводилась через отверстия в бумажном рулоне под воздействием давления, создаваемого пианистом с помощью педалей внизу инструмента, таким образом, нужные клавиши сами поднимались и опускались. 

Джордж Гершвин, композитор

Джордж Гершвин стал замечательным музыкантом. Он нашел способ объединить классическую музыку и джаз, создавая произведения в разных стилях и в смешанном жанре, близком по сути к сегодняшнему кроссоверу.

К 1924 году, когда он стал широко известен благодаря «Rhapsody in Blue», Джордж уже успел написать музыку к нескольким бродвейских мюзиклам. А слова практически ко все песням и ариям Джорджа сочинял его старший брат Айра. В 1920-х годах их творческий тандем выдавал по две или три музыкальных комедии в год. 

Многие композиции из мюзиклов и комедий Гершвина превратились в популярнейшие джазовые стандарты, которые исполняются и сегодня. Вот несколько из самых известных:

1.    "Summertime" - Эта мелодия из оперы "Порги и Бесс" стала одним из самых известных джазовых стандартов. Её мягкая, завораживающая мелодия и лиричность делают её фаворитом многих джазовых музыкантов.

2.    "Rhapsody in Blue" - Это произведение представляет собой гениальное слияние классической музыки и джаза, и его темы часто исполняются джазовыми музыкантами. Рапсодия в синем открыла новую эпоху в американской музыке, объединив джазовый идиом с классическими традициями.

3.    "I Got Rhythm" - Эта веселая и динамичная песня стала основой для множества джазовых импровизаций и вариаций. Её гармоническая последовательность, известная как "rhythm changes", является одной из наиболее популярных форм в джазе.

4.    "Someone to Watch Over Me" - Эта лирическая баллада часто исполняется джазовыми музыкантами благодаря её экспрессивной мелодии и эмоциональной глубине.

5.    "Embraceable You" - Ещё одна популярная баллада Гершвина, которая покорила сердца многих джазовых исполнителей своей нежностью и романтичностью.

Эти мелодии не только демонстрируют талант Гершвина как композитора, но и его способность создавать произведения, которые прекрасно адаптируются к джазовой интерпретации, оставаясь при этом узнаваемыми и любимыми.

Когда французский композитор Морис Равель приезжал в Нью-Йорк, то сказал, что есть две обязательные вещи, которые он хочет сделать: встретиться с Джорджем Гершвином и посмотреть его шоу. Гершвин попросил Равеля быть его учителем, но Морис отказался. Ходит даже такая байка, что Равель спросил , сколько денег за год заработал Джордж. В то время Гершвин был успешным композитором на Бродвее, так что, услышав ответ, Равель сказал, что это ему следует поучиться у Джорджа. 

Джордж Гершвин был одним из самых влиятельных композиторов в истории американского мюзикла. Его вклад в жанр широко признан, и многие из его мюзиклов стали классикой. Вот некоторые из самых известных мюзиклов, к которым Гершвин написал музыку:

1.    "Lady, Be Good!" (1924): Этот мюзикл отметил начало сотрудничества Джорджа Гершвина с его братом, либреттистом Айрой Гершвином. Премьера состоялась на Бродвее и принесла успех благодаря таким хитам, как "Fascinating Rhythm" и "Lady, Be Good".

2.    "Oh, Kay!" (1926): В этом мюзикле была представлена одна из самых знаменитых песен Гершвина, "Someone to Watch Over Me". Спектакль был успешен и по сей день остаётся популярным.

3.    "Funny Face" (1927): Этот мюзикл также был сотрудничеством братьев Гершвин. В нём прозвучали такие известные песни, как "‘S Wonderful" и "Funny Face".

4.    "Girl Crazy" (1930): Этот мюзикл прославился благодаря песням "I Got Rhythm" и "Embraceable You". В спектакле дебютировали Этель Мерман и Джинджер Роджерс.

5.    "Of Thee I Sing" (1931): Этот мюзикл стал первым музыкальным шоу, получившим Пулитцеровскую премию. Сатирический и политический, он знаменовал важный этап в истории мюзиклов.

6.    "Porgy and Bess" (1935): Хотя технически это опера, "Porgy and Bess" часто рассматривается как мюзикл из-за своей сценической природы и элементов джаза. В ней прозвучали такие знаменитые песни, как "Summertime" и "It Ain't Necessarily So", эта работа считается одной из величайших в американской музыке.

Гениальность Гершвина была в том, что он смог объединять разные музыкальные культуры в своих пьесах: еврейские мелодии, блюз, госпел, джаз, академическую музыку.

Многие выдающиеся джазовые музыканты исполняли и записывали музыку Джорджа Гершвина, придавая его композициям свой уникальный оттенок и стиль. Вот некоторые из самых знаменитых:

1.    Луи Армстронг - Один из величайших джазменов всех времён, Армстронг превосходно интерпретировал многие произведения Гершвина, включая такие песни, как "Summertime" и "I Got Rhythm".

2.    Элла Фитцджеральд - Её альбом "Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Song Book" является одной из самых обширных и уважаемых записей песен Гершвина. Её интерпретации песен, таких как "Someone to Watch Over Me", считаются классическими.

3.    Майлз Дэвис - Этот легендарный трубач записал несколько альбомов с музыкой Гершвина, в том числе знаменитую джазовую интерпретацию "Porgy and Bess".

4.    Билли Холидей - Знаменитая джазовая певица, известная своим уникальным вокальным стилем, также исполняла музыку Гершвина, в том числе "Summertime".

5.    Оскар Питерсон - Этот известный джазовый пианист часто включал музыку Гершвина в свой репертуар, исполняя такие произведения, как "I Got Rhythm" и "Rhapsody in Blue".

6.    Джон Колтрейн - Его запись "My Favorite Things" включает интерпретации песен Гершвина, демонстрируя глубокую связь между джазом и музыкой Гершвина.

Эти артисты и многие другие превратили песни Гершвина в неотъемлемую часть джазового канона, продемонстрировав универсальность и вечную привлекательность его музыки.

______________

Самым известным классическим произведением Джорджа Гершвина считается его первая большая работа – «Рапсодия в блюзовых тонах».

История создания "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина — это удивительная смесь случая, таланта и новаторства. Эта знаменитая композиция, которая стала одной из визитных карточек Гершвина, была написана в 1924 году и представляет собой смелое сочетание элементов классической музыки и джаза.

Всё началось, когда бэндлидер Пол Уайтмен, желавший продемонстрировать, что джаз может быть более серьёзным и сложным жанром, решил организовать концерт в Aeolian Hall в Нью-Йорке. Он хотел включить в программу концерта "An Experiment in Modern Music" оригинальную композицию, которая соединила бы классическую музыку с джазом, и обратился к Гершвину.

Как вспоминал впоследствии Айра, Гершвин говорил с популярным композитором Полом Уайтменом о написании концерта для фортепиано с оркестром, в котором бы объединились джаз и симфоническая музыка, но точных планов они никогда не строили. По крайней мере, так думал композитор, пока его брат Айра не прочитал в газете объявление, что «Джордж Гершвин пишет джазовый концерт, который состоится меньше чем через месяц». В тот момент, когда Джордж узнал, что должен был сочинять концерт, он был занят написанием нового шоу для Бродвея. Так что он сказал Полу Уайтмену, что на целый концерт для фортепиано с оркестром времени нет, но как насчет небольшой рапсодии? Уайтмен согласился, и Гершвин наспех написал рапсодию через три недели.

Рапсодия – это песни, или, как в данном случае, темы, которые Гершвин гениально объединил. Композитор использовал нестандартные приёмы, сочетая симфонические структуры с джазовыми ритмами и гармониями, что было довольно новаторским, вызывающим, привлекательным!

Изначально Джордж хотел назвать произведение «Американская рапсодия», но его брат Айра придумал название получше. Он как раз недавно побывал на выставке картин американского художника Джеймса Макнила Уистлера, который дал интересное название своей картине «Аранжировка в сером и черном». И Айра предложил назвать произведение «Рапсодия в блюзовых тонах». 

Когда Гершвин закончил «Рапсодию», у него не было времени сделать аранжировку, ее поручили Ферде Грофе, композитору, написавшему «Сюита Гранд-Каньон». Изначально при исполнении «Рапсодии» в нотах для оркестра было много пропусков, поскольку партию фортепиано Гершвин держал в голове и попросту не успел записать на бумагу.

Айра Гершвин внес еще один вклад в «Рапсодию» помимо названия. В оригинальном исполнении вся «Рапсодия» должна была звучать быстро и джазово, но когда во время репетиции музыканты сыграли последнюю часть слишком медленно, Айра убедил брата, что такое звучание лучше.

Когда пришло время первого исполнения, ожидания слушателей были высоки. Ведь им обещали нечто новаторское и нестандартное! Гершвин сам играл на фортепиано, а Уайтмен дирижировал. Первое исполнение оказалось сенсационным успехом. "Rhapsody in Blue" мгновенно захватила внимание публики и критиков, став одним из самых важных и влиятельных музыкальных произведений 20-го века. Так за один вечер в возрасте 25 лет Джордж Гершвин стал общеамериканской (а затем и мировой) знаменитостью.

Эта композиция не только укрепила репутацию Гершвина как одного из ведущих американских композиторов, но и помогла джазу получить признание как серьёзной музыкальной форме. 

"Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина с момента своего создания в 1924 году стала одной из самых исполняемых и записываемых композиций в американской музыке. Вот несколько ключевых моментов в истории исполнений и записей этого шедевра:

1.    Первое исполнение (1924): "Rhapsody in Blue" впервые была исполнена 12 февраля 1924 года в рамках концерта  в Aeolian Hall в Нью-Йорке. Гершвин играл на фортепиано в сопровождении оркестра Пола Уайтмена. Этот дебют оказался сенсацией и положил начало популярности произведения.

2.    Первая студийная запись (1924): Первая запись "Rhapsody in Blue" была сделана вскоре после её дебюта. Гершвин играл на фортепиано с оркестром Пола Уайтмена. Эта запись была сделана на акустической записывающей системе, что ограничивало её качество, но тем не менее она стала исторической.

3.    Запись с симфоническим оркестром (1942): Запись симфонической версии "Rhapsody in Blue", сделанная Гершвином с Нью-Йоркским Филармоническим оркестром под управлением Артура Родзинского, оказала значительное влияние на восприятие этого произведения как серьёзной классической музыки.

4.    Леонард Бернстайн и его записи: Леонард Бернстайн, один из самых знаменитых сторонников музыки Гершвина, записал "Rhapsody in Blue" несколько раз, включая исполнения как дирижёра, так и пианиста. Его записи считаются одними из лучших, подчеркивающих классическое и джазовое наследие произведения.

5.    Современные интерпретации и исполнения: "Rhapsody in Blue" продолжает оставаться популярной в репертуаре классических и джазовых музыкантов. Она исполняется и записывается в различных аранжировках, от соло на фортепиано до полных симфонических оркестров, каждый раз представляя новые интерпретации и глубину композиции Гершвина.

__________________

Дополнительные материалы:

Родители Джорджа Гершвина, Моррис (Моисей) Гершовиц и Роза Брагинская, играли важную роль в его жизни и карьере. Они были еврейскими эмигрантами, которые переехали в Соединенные Штаты из Российской империи в конце 19-го века. Их история отражает опыт многих евреев, иммигрировавших в Америку в поисках лучшей жизни и возможностей.

Моррис Гершовиц, родившийся в 1872 году, происходил из Старобинска (ныне в Беларуси). Он иммигрировал в США в 1890-х годах, меняя свою фамилию на Gershvin, а позже на Gershwin. В Америке он работал в меховой индустрии. Моррис был известен своим энергичным, оптимистичным характером и любовью к музыке, хотя и не обладал профессиональными музыкальными навыками.

Роза Брагинская родилась в Литве и переехала в США примерно в тот же период, что и Моррис. Она была умной и образованной женщиной, которая играла большую роль в воспитании своих четырех детей – Иры, Джорджа, Артура и Фрэнсис. Роза вложила много усилий в то, чтобы обеспечить своим детям хорошее образование и культурное развитие.

Музыкальные интересы и способности Джорджа Гершвина были в значительной степени вдохновлены его семейной средой. Он начал играть на фортепиано в молодом возрасте, а его родители поддерживали и поощряли его музыкальные стремления. Семья Гершвинов была тесно связана с культурой Нью-Йорка того времени, что, безусловно, повлияло на формирование творческого стиля и направления Гершвина как композитора.

__________________

Опера "Porgy and Bess" Джорджа Гершвина, созданная в сотрудничестве с либреттистами ДюБос Хейвордом и Ирой Гершвином, является одной из самых значительных работ в американском музыкальном театре. Она была впервые представлена на сцене в 1935 году и с тех пор исполнялась во многих странах мира. Вот некоторые ключевые моменты, касающиеся постановок "Porgy and Bess":

1.    Первая постановка (1935): Премьера оперы состоялась 10 октября 1935 года в театре Алвин в Нью-Йорке. Спектакль был революционным, так как это была одна из первых американских опер с исключительно афроамериканским составом исполнителей. "Porgy and Bess" рассказывает историю афроамериканской общины в фиктивном районе Кэтфиш-Роу в Чарльстоне, Южная Каролина, и фокусируется на отношениях между Porgy, парализованным уличным певцом, и Bess, женщиной с трудным прошлым.

2.    Ранняя критика и восприятие: Несмотря на свою инновационность, первоначальная постановка столкнулась с смешанными отзывами. Некоторые критики считали, что она представляет афроамериканцев стереотипно, в то время как другие хвалили её музыкальную красоту и эмоциональную глубину.

3.    Последующие постановки и изменившееся восприятие: С течением времени "Porgy and Bess" приобрела статус классики, а её музыка, включая песни, такие как "Summertime" и "I Loves You, Porgy", стали известными во всем мире. Опера была поставлена во многих ведущих театрах, включая Метрополитен-оперу, и была адаптирована в кино в 1959 году.

4.    Значение и наследие: "Porgy and Bess" продолжает обсуждаться и переосмысливаться. Она считается важным вкладом в музыкальный театр, освещающим американскую афроамериканскую культуру и общественные вопросы. Опера оказала значительное влияние на музыкальный театр и оперу, расширяя границы жанра и представляя новый тип американской оперы.

5.    Музыкальные и культурные аспекты: Музыка "Porgy and Bess" сочетает в себе элементы классической оперы, джаза и афроамериканских народных песен, создавая уникальное и мощное звучание. Опера остаётся символом культурного разнообразия и искусства, а её музыка продолжает вдохновлять новые поколения слушателей.

________________

Композиторский талант Гершвина развивался под большим влиянием французских авторов начала двадцатого века. В свою очередь, знаменитый французский композитор Морис Равель был впечатлён способностями Гершвина, отмечая: "Лично я нахожу джаз очень интересным: ритмы, способы обработки мелодий, сами мелодии. Я слышал о работах Джорджа Гершвина и нахожу их интригующими". Оркестровки в симфонических работах Гершвина часто кажутся похожими на оркестровки Равеля; также, два фортепианных концерта Равеля показывают влияние Гершвина.

Джордж Гершвин хотел брать уроки у Равеля. Но когда Равель узнал, сколько зарабатывает Гершвин, сочиняя музыку к мюзиклам, он ответил примерно так: "Это Вы должны давать мне уроки". (В некоторых версиях этой истории вместо Равеля фигурирует композитор Игорь Стравинский; однако Стравинский подтвердил, что впервые услышал эту историю именно от Равеля).

Концерт Гершвина "Concerto In F" раскритиковали за сходство с работами Клода Дебюсси, а не с ожидаемым джазовым стилем. Сравнение не помешало ему продолжать изучение французских стилей. Название "Американец в Париже" отражает само путешествие, которое он сознательно предпринял как композитор: "Начальная часть будет разработана в типичном французском стиле, в манере Дебюсси и группы "Шесть", хотя мелодии оригинальные".

Гершвин был увлечён работами Альбана Берга, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Дариуса Мийо и Арнольда Шёнберга. Он также просил Шёнберга об уроках композиции. Шёнберг отказал, сказав: "Я сделаю из вас лишь плохого Шёнберга, а вы и так хороший Гершвин". (Эта цитата похожа на слова, приписываемые Морису Равелю во время визита Гершвина во Францию в 1928 году – "Зачем быть второсортным Равелем, когда вы первосортный Гершвин?") Гершвин особенно впечатлился музыкой Берга, который подарил ему партитуру "Лирической сюиты". Он посетил американскую премьеру "Воццека", дирижировал Леопольд Стоковский в 1931 году, и был "потрясён и глубоко впечатлён".

В 1932-1936 годах он учился у русского музыкана Йозефа Шиллингера секретам построения композиции. После смерти Гершвина, когда его "Porgy and Bess" стала большим хитом, Шиллингер заявил, что он был тем, кто стоял за успехом этой оперы. Но вот брат Гершвина это влияние полностью отрицал.



Звёзды джаза