АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ

Hammond organ

Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле.

Исполнители

Орган Хаммонда (англ. Hammond organ) — электромеханический музыкальный инструмент (электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года.

Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле. Широко распространился орган Хаммонда и в военных ансамблях США во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В акустической науке орган Хаммонда (в том числе в СССР начала 1960-х гг.) использовался для изучения специфики музыкального тембра.

__________

Исполнители: Ethel Smith, Count Basie, Fats Waller, Jimmy Smith, Harry Farmer, Eddie Layton, Fernando Rusconi, The Doc Bagby, Jimmy McGriff, Jack McDuff, Don Patterson, Charles Earland, Richard Holmes, Dr. Lonnie Smith, Brian Auger, Tony Monaco, Joey DeFrancesco, Cory Henry.

«Орган-хаммонд» – это электромеханический орган с двумя клавиатурами. Он появился в первой половине XX века и стал первым относительно компактным электромеханическим клавишным инструментом, который воссоздает звук духового органа с помощью синхронного двигателя. Свое название он получил по фамилии изобретателя Лоуренса Хаммонда (р. 1895), который был не музыкантом, а талантливым инженером.

Лоуренс Хаммонд изобрел известные нам двуцветные 3D очки. Еще более значимым его изобретением стал синхронный бесшумный двигатель, который применялся в электрике и часовых механизмах.

Л. Хаммонду, который любил с детства звук духового органа, однажды пришел заказ – сделать бюджетный аналог инструмента для церкви. «Электронную флейту» на основе синхронного двигателя он запатентовал в 1934 году. Изобретение страстно желали заполучить Генри Форд и Джордж Гершвин. Л. Хаммонд тогда еще не знал, что начался его успешный многомиллионный бизнес.

В отличие от знакомых нам сегодня цифровых пианино, новый инструмент синтезировал звучание настоящего духового органа. Синхронный двигатель вращал более 90 стальных тон-дисков с зубцами, находящихся в магнитном поле и приставленных ко звукоснимателю. К каждой клавише подключалось несколько генераторных колес, и образовывались звуки различного тембра. Получались различные тембры звучания. Сперва конструкция была огромной, с километрами проводов, затем инструмент стал более компактным.

В «органе Хаммонда» две пяти-октавные клавиатуры, большая часть которых бело-черного цвета. Левая же часть клавиатуры – с предустановками-пресетами – окрашена контрастно. Педальная ножная клавиатура из 25 клавиш. Отделка деревянная.

Преподобный Кларенс Коббс, служащий на Западе Чикаго, стал одним из первых заказчиков. Пастору хотелось громкого и необычного звучания в своих богослужениях, вместо привычного фортепиано. У него также была своя радиопрограмма, благодаря которой об инструменте узнала другая церковная публика.

Вскоре не только церкви, но театры и концертные залы «гудели» под переливы модели «A». Электромеханический орган сопровождал танцевальные вечера и показы немого кино. Трубач и органист Джесси Кроуфорд работал в театре и на кинопоказах, и, как только можно было «перейти» на новый инструмент, сделал это (до этого играл на Mighty Wurlitzer – полуполярной модели среди «театральных органов»). В дискографии Кроуфорда есть культовые записи, некоторые сохранились до наших дней – например, Wedding Music offerings. Для кино играл и британский органист Херри Фармер.

К ранним эстрадным органистам относят и Этель Смит (1902-1996). Она была первой девушкой, освоившей «орган Хаммонда», быстро поднялась на вершину музыкального олимпа и реализовала себя как актриса. Одна из кинолент с участием Этель Смит – фильм «Легко жениться» (1946), где у исполнительницы целая музыкальная сцена. В дискографии Смит много латиноамериканской музыки, а в преддверии новогодних праздников будут актуальны для прослушивания и сборники с рождественскими балладами. Ее игру также можно услышать в старых диснеевских мультиках.

Многие джазмены 1940-х ходили в церковь и слышали орган. В 1957 вышел альбом Дюка Эллингтона Les Strand. Одним из первых в свингебыл и Wild Bill Davis. Его альбом Con-Soul and Sax (1965), записанный совместно с саксофонистом Корнелиусом «Джонни» Ходжесом, заслуживает внимания. Пионер джазового органа вдохновил многих музыкантов, в том числе на Фэтса Уоллера (1904-1943) и Каунта Бейси (1904-1984), а также легендарного органиста-виртуоза Джимми Смита (1925-2005).

В госпел, соул и джазе все чаще обращаются к модели Hammond B-3. Усовершенствованная версия инструмента – с дополнительными эффектами «хорус», «вибрато» и перкуссионными щелчками – появилась в 1954 году.

На рубеже 1960-70-х был внушительный ряд самобытных артистов, которые воплощали свои органные идеи в разных стилевых направлениях, от фанка до хип-хоп и эйсид-джаза. Вошло в обиход понятие Hammond Jazz. Среди имен назовем Brother Jack McDuff, Charles «The Burner» Earland, Don Patterson, «Groove» Holmes, Dr. Lonnie Smith, Brian Auger и др. Во второй половине 1970-х «орган Хаммонда» вышел из моды, и переродился лишь в 1990-е, когда продукцией официально начала заниматься компания Suzuki Music. Мистер Манджи Сузуки был большим поклонником жанра Hammond Jazz, а потому вернул в линейку инструментов легендарную модель B-3, которую однажды сделал популярной Джимми Смит, но в 1975 году она ушла с товарных полок. Теперь стало очевидно, что индустрии нужна не дорогостоящая реплика механического инструмента, а портативный цифровой инструмент за разумные деньги.

Так появилась модель XB-2 – первая компактная и общедоступная. Джазмены и рок-группы буквально «набросились» на этот тридцатикилограммовый орган. Среди джазменов, играющих на XB-2: Jim Alfredson, Brian Charette, Larry Goldings, Joey DeFrancesco, Tony Monaco. С трудом можно было бы представить профессиональную джаз, рок- и поп-музыку без «органа Хаммонда». Электромеханический орган нашел отражение в массовой культуре – главный герой сериала «Доктор Хаус» получает в подарок модель B-3.

Что послушать?

Ethel Smith – Brazil; Tico-tico

Jimmy Smith Quartet – The cat

Duke Ellington – Les Strand

Count Basie – Count At The organ

Jimmy McGriff – The Exodus Song

Charles «The Burner» Earland – Leaving This Planet

Dr. Lonnie Smith – Midnight Creeper

Brother Jack McDuff – Moon Rappin’

Brian Charette – Wish List




Звёзды джаза