АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ

Банджо

Банджо – хоть и не самый распространенный, но все же встречающийся в джазовом ансамбле инструмент. Он был активно представлен в «раннем» новоорлеанском джазе, но встречается и сегодня – в фьюжн, бибопе, авангард-джазе. Обратившись к ранним джазовым записям рубежа 1910-1920-х, и к ранним работам Дюка Эллингтона в частности, в ритм-секции вы часто услышите не гитару, а пятиструнное банджо со стальными струнами и ладами на грифе. Партия банджо в джазовом оркестре часто перекликалась с басовой линией тубы.

Исполнители

Музыканты: Lawrence Marrero, Johnny St. Cyr, Elmer Snowden, Emanuel Sayles, Narvin Kimball, Harry Reser, Larry McNeely, Don Vappie, Béla Fleck, Bill Keith, Howard Alden, Buddy Wachter, Eddy Davis, Carl Le Blanc, Cynthia Sayer, Steve DiBonaventura

Банджо – струнный щипковый инструмент из семейства лютни (струны натягиваются между грифом и декой). Две основные части – корпус и гриф –изготавливают из дерева и слоновой кости. Задняя поверхность служит резонатором, а вместо деревянной деки, устанавливается мембрана из кожи, как на барабане. У африканского прототипа банджо 3 струны. У привычного нам банджо 4 или 5 струн. На банджитаре – гибриде банджо и гитары – 6 струн. Четыре струны джазового тенор-банджо обычно настроены на C-G-D-A или, как у скрипки, на G-D-A-E. Играть на банджо можно аккордовую и арпеджированную фактуру, пальцами или медиатором. Большинство современных музыкантов играют джаз на теноровом или плектр-банджо.

банджо в джазе

Банджо – хоть и не самый распространенный, но все же встречающийся в джазовом ансамбле инструмент. Он был активно представлен в «раннем» новоорлеанском джазе, но встречается и сегодня – в фьюжн, бибопе, авангард-джазе. Обратившись к ранним джазовым записям рубежа 1910-1920-х, и к ранним работам Дюка Эллингтона в частности, в ритм-секции вы часто услышите не гитару, а пятиструнное банджо со стальными струнами и ладами на грифе. Партия банджо в джазовом оркестре часто перекликалась с басовой линией тубы.

В Америку инструмент пришел вместе с африканскими рабами еще в XVII веке, и начал модифицироваться жителями американского юга. Банджо – один из главных инструментов кантри-музыки и блюграсс. После гражданской войны, банджо распространился повсеместно. В промышленных масштабах производство инструмента началось в 1878 году. Среди крупных производителей выделяют S.S. Stewart, который стал лидером в разработке гибридных банджо. К концу XIX века уже придумали несколько моделей: пикколо-банджо, виолончель-банджо, бас-банджо, плектр-банджо (без пятой струны), смесь банджо и мандолины, гавайскую гитару-банджо и др. Инструменты использовались в театрах менестрелей, в регтаймах, позже – в танго. Массовые танцевальные жанры делали банджо популярным. И хотя регтайм у многих ассоциируется с фортепиано, регтайм тогда играли на банджо. Как это звучало? Можно услышать на альбоме Marvin «Smokey» Montgomery – Jazz Banjo Man #1, где есть самая известная пьеса С. Джоплина The Entertrainer. В 1888 году стартовал первый конкурс бандажистов в Нью-Йорке, на нем участвовал «Весс» Осман – легенда регтайма. Тенор-банджо какое-то время был известен как tango banjo.

Банджо – более громкий в сравнении с гитарой, и более низкий, в сравнении с мандолиной, инструмент. Ник Лукас вспоминает: «Я играл на манджорине – мандолине с банджо – потому что в клубе требовался более громкий звук, чем у гитары». Знакомый современным музыкантам инструмент с привычной мензурой и строем C-G-D-A, появился только в 1908 году– это были банджо фирмы Vega.

Не для всех новоорлеанских банджистов, этот инструмент был первым в их практике – кто-то начинал с гитары или укулеле. На фотографиях оркестра Бадди Болдуина, одного из первых известных новоорлеанских музыкантов и трубачей, можно увидеть как гитару, так и банджо. В 1900-е с Болденом работал гитарист Брок Мемфорд. В бенде Дюка Эллингтона с самого его основания играл банджоист Элмер Сноуден, который одним из первых сделал банджо солирующим инструментом в джазе!

Примерно к 1915 музыканты в джаз-бендах уже начинают числиться как гитаристы и банджоисты. На арене появляются популярные виртуозы. Среди них – Харрисон Райзер, автор популярных мелодий для банджо, которые до сих пор в репертуаре у музыкантов XXI века. Он ставил перед собой задачу играть в арпеджированной технике быстрее всех. В квинтете Луи Армстронга Hot Five играл банджоист Johnny St. Cyr, который потом признавался, что на гитаре ему играть нравилось больше. В сети остались их совместные с Армстронгом записи, например, Struttin' with Some Barbecue. В 1940-е на смену банджо приходят полуакустические гитары арктоп, и они обходятся в разы дешевле, чем банджо.

Сегодня роль банджо в современном джазе – тема, открытая для размышлений. Если раньше банджо было частью новоорлеанской культуры, то что стало с ним на этапе появления новых стилей? Знакомый слушателям банджо по кантри музыке, простой с точки зрения мелодики и аккордов, он становится подчинен своему же яркому звучанию и неизбежно придает джазовым записями настроение народных американских песен. Для современных джазовых музыкантов, игра на банджо – это выражение их фирменного стиля. Часто это фьюжн, фолк, экспериментальная джазово-электронная музыка.

исполнители на банджо в джазе

Когда эпоха новоорлеанского джаза подходит к концу, банджо продолжает существовать. Дэвид Холлендер, басист и профессор Berklee College of Music, который играет и на пятиструнной банджо, рекомендует слушателям некоторые знаковые записи: «Билл Кит играл Caravan Д. Эллингтона и Jordu Д. Джордана. Ларри МакНили записал Slipped Disc Б. Гудмана. Бела Флек включил Spain Ч. Кориа в свой первый альбом, а позже стал первым банджоистом, удостоенным “Грэмми” в джазовых номинациях. Элисон Браун регулярно выступает как на джазовых, так и на блюграсс-фестивалях. Райан Кавано играет с группой саксофониста Билла Эванса и выпустил свои собственные компакт-диски».

В 1960 году выходит один из важных в истории инструмента альбомов – Harlem Banjo Эльмера Сноудена. Эльмер Сноуден был одним из топовых фигур раннего джаза, поработавший с Каунтом Бейси, Роем Элдриджем и другими звездами. На пластинке Harlem Banjo вы услышите культовые джазовые стандарты. В состав квартета входили: Клифф Джексон (фортепиано), Томми Брайант (бас) и Джим Кроуфорд (ударные). Как банджо прижился в ритм-секции ансамбля, вместо гитары, можно «подслушать» у бенда Джима Робинсона New Orleans 1961 года, с участием банджоиста «Creole» George Guesnon. Музыкант прожил до 1968 года. Среди его записей – Mack the knife, где музыкант поет под собственный аккомпанемент.

В 1977 году вышел альбом Jazz Grass гитариста Слима Ричи. На одной джазовой пластинке сыграли сразу три блюграссовых банджоиста – Билл Кейт, Алан Мунд и Джеральд Джонс. Получилась кантри-свинговая смесь из гитары, мандолины, баса, скрипки и банджо.

Семикратный лауреат «Грэмми» Бела Флек остается одним из самых известных джазовых банджистов нашего времени. В составе его группы Béla Fleck and the Flecktones – бас-гитара, ударные и гармоника. Жанр – джаз-фьюжн, прогрессивный блюграсс. С альбомами группы стоит познакомиться не только ради интересного экспериментального звучания, но и красочных графических обложек. Некоторые фьюжн-композиции по своему настроению и драйву граничат с рок-н-роллом.

В историю джазового банджо вошли и такие имена, как Emanuel «Manny» Sayles, Narvin Kimball, Elmer Snowden, Harry Reser. Зарубежная публицистика советует послушать следующих современных тенор-банджоистов: Don Vappie, Howard Alden, Buddy Wachter, Eddy Davis. Дон Уэппи, помимо игры на нескольких инструментах, отлично поет; А если вам покажется, что банджо – дело мужское, то обратитесь к дискографии современной американской вокалистки и инструменталистки Синтии Сайер, например, к ее Banjo Tango. В 2006 году Синтия Сайер вошла в Национальный зал славы 4-струнного банджо. Среди релизов последнего десятилетия, выделяется текстурный альбом Not Yout Average Banjo тенор-банджоиста Steve DiBonaventura.

Автор: Алиса Алексеева




Звёзды джаза